• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый КГБ №17

Повышение ставок НДПИ на газ никоим образом не ставит под угрозу финансирование инвестиционной программы Газпрома; основные макропоказатели свидетельствуют о росте экономики, однако опережающие индексы указывают на спад — темы из очередного обзора Центра развития НИУ ВШЭ

Жаркий февраль

Февраль 2012 года оказался жарким не только в политическом смысле. Основные макропоказатели – как со стороны спроса (товарооборот и инвестиции), так и со стороны предложения (промышленное производство) – не только отыграли январское замедление, но и показали заметный рост. Казалось бы, оживление налицо. Вместе с тем показатели деловой активности и наш конъюнктурный индекс СОИ продолжают указывать вниз, да и отток капитала в феврале практически не замедлился. На наш взгляд, все это означает, что позитивная экономическая динамика сейчас больше объясняется импульсами со стороны государства, чем активностью в частном секторе: интенсивность финансирования бюджетных расходов в январе-феврале оказалась существенно более высокой, чем обычно (как не обратить внимание на дефицит бюджета при 120 долл./барр.).

Итак, краткосрочный эффект от увеличения спроса налицо, однако впадать в эйфорию преждевременно. Для того чтобы темпы роста экономики удержались на уровне, близком к 5% в год, что критически важно для России (в том числе и с точки зрения поддержания бюджетной устойчивости), необходимо радикальное повышение эффективности во всех секторах экономики, и прежде всего в государственном секторе.

Само по себе вливание бюджетных средств в виде госзакупок и госинвестиций не способствует повышению эффективности, скорее наоборот. Необходима внятная политика по снижению непроизводительных издержек, прежде всего коррупционного характера. А здесь получаемые нами сигналы противоречивы. С одной стороны, в рамках Открытого правительства состоялось довольно честное обсуждение реальных механизмов борьбы с коррупцией. С другой стороны, курирующий ВПК вице-премьер Д. Рогозин регулярно дает понять, что эффективность расходов на оборону и космос является внутренним делом правительства и не стоит выносить сор из избы.

Повышение выплат бюджетникам (в конце прошлого года) и военнослужащим (с начала 2012 года) позитивно сказалось на динамике доходов населения и потребительских расходов. По нашей оценке, вклад принятых решений в прирост доходов населения за январь-февраль 2012 г. составил около 2 п.п. На 2013 год намечено новое повышение зарплат в правоохранительных органах. Однако если целью реформ является не только рост уровня жизни занятых в бюджетном секторе, но и повышение качества государственных услуг, то самые необходимые решения в этой сфере еще предстоит принять.

Далека от решения и проблема эффективности работы компаний с государственным участием и естественных монополий. Отказ от индексации тарифов до июля 2012 года позволил временно снизить инфляционное давление на экономику. Но теперь выборы прошли, и новый инфляционный всплеск в середине года кажется неизбежным. «Газпром» уже пытался заикнуться о повышении тарифов с октября. Между тем наш анализ показывает, что у этой компании достаточно внутренних резервов для того, чтобы осуществить инвестиционную программу без помощи государства.

Интересно, сможет ли новое правительство обуздать аппетиты «Газпрома»?

Наталья Акиндинова 

Газпром требует компенсации потерь

В феврале текущего года в Газпроме подсчитали, что дополнительные расходы по НДПИ в связи с более чем двукратным увеличением ставки налога в 2012 г. составят 114 млрд руб., а дополнительные доходы от индексации цен на газ на 15% с 1 июля – всего 50 млрд руб. Компенсировать свои потери Газпром предлагал за счет проведения дополнительной индексации цен на газ на 26,3% (!) с 1 октября 2012 г. для всех клиентов, кроме ЖКХ и населения. Глава Правительства уже высказался против дополнительной индексации цен на газ, но обещал рассмотреть иные формы поддержки газового монополиста.

Забота Газпрома о населении, конечно же, трогает. Хотя, если бы планы по дополнительной индексации осуществились, этому самому населению следовало бы ожидать немедленного роста цен на рынке товаров и услуг, обусловленного ростом тарифов на электроэнергию на нерегулируемой части рынка. Заодно рост цен сократил бы рублевые сбережения, правда, сократились бы и бюджетные обязательства в реальном выражении. В общем, много интересных последствий.

В этой связи мы решили посмотреть, насколько обоснованы запросы Газпрома, который подкрепляет их лишь одним аргументом: повышение НДПИ может поставить под угрозу исполнение инвестиционной программы на 2012 год, которая составляет 776,6 млрд руб. (в прошлом году – 814 млрд руб.). В таблице 4.1 представлен сделанный нами прогноз доходов Газпрома от реализации газа на внутреннем рынке и на экспорт в 2012 году.

Таблица 4.1. Суммарная выручка Газпрома от реализации газа

 

1 кв. 2011 г.

2011 г.

1 кв. 2012 г.

2012 г.

Продажи газа в России, млрд куб. м

102,5

277

102,5

277

Цена, руб./млн куб. м

2596

2583

2583

2777

Выручка, млрд руб.

266,1

715,5

264,8

769,2

Продажи газа в СНГ, млрд куб. м

29,9

93

29,9

93

Цена, долл./млн куб. м

257

276

323

323

Выручка, млрд руб.

223,9

802,2

289,8

871,4

Продажи газа в Европе, млрд куб. м

45,9

160

45,9

160

Цена, долл./млн куб. м

345,3

376

440

440

Выручка, млрд руб.

462,2

1879,5

605,9

2041,6

Суммарная выручка от реализации газа

952,3

3397,2

1160,5

3682,1

Источник: Газпром, ЦБ РФ, МВФ, расчеты авторов

Предпосылки прогноза. Мы располагаем данными о доходах от реализации газа только за 9 месяцев 2011 г. Прогноз показателей на 2011 год в целом сделан на основе соотношения доходов за 9 месяцев и год в 2010 г. При прогнозировании доходов Газпрома на 2012 год предполагалось, что натуральные показатели останутся на уровне 2011 г. (в соответствии с прогнозом МЭР добыча газа в 2012 г. должна вырасти на 4%). Цены реализации внутри страны рассчитаны исходя из планируемой в середине года индексации на 15%; цены реализации газа на экспорт в Европу рассчитаны на основе данных МВФ за январь-февраль текущего года. В прогнозе предполагается, что такие цены сохранятся в течение всего года (катастрофический сценарий с резким падением цен на нефть и газ не рассматривается). Курс – 29 руб./долл.

В итоге мы видим, что выручка от реализации газа внутри страны в 2012 г. действительно увеличивается примерно на 50 млрд руб. Однако выручка от европейского экспорта увеличивается на 233 млрд руб., а суммарная выручка от реализации газа растет на 385 млрд руб. Таким образом, повышение платежей по НДПИ на 114 млрд руб. «отберет» менее трети от прироста выручки, который (прирост) целиком обусловлен ростом цен.

Но, скажут нам эксперты, инвестиции делаются из прибыли, – и будут правы. Посмотрим, что же намечается здесь, отметив при этом, что прибыль Газпрома формируется за счет продаж не только газа, но и нефти, газового конденсата и других продуктов.

Таблица 4.2. Оценка прибыли Газпрома в 2011–2012 гг., млрд руб.

 

1 кв. 2011 г.

2011 г.

1 кв. 2012 г.

2012 г.

Суммарная выручка Газпрома

1316,7

4957,2

1693,3

5372,9

Операционные издержки

-817,9

-2995,9

-1088,1

-3677,2

Операционная прибыль

498,8

1961,3

605,3

1695,7

Источник: Газпром, расчеты авторов

Для расчета прибыли суммарная выручка в 2012 г. прогнозировалась пропорционально доходам Газпрома от продаж газа. Операционные издержки мы спрогнозировали «котловым методом», исходя из следующего: в 2009 г. они выросли на 8%, в 2010 г. – на 16,6%, в 2011 г. – на 22,7%. В принципе, плановые издержки 2012 г. можно было бы увеличить до размеров, при которых деятельность Газпрома станет убыточной, но мы решили до этого не опускаться и ограничились их увеличением на те же 22,7%, как и в 2011 году. При таких предположениях в 2012 г. Газпром должен получить прибыль в объеме 1,7 трлн руб. (кстати, меньше, чем наш оценочный показатель в 2011 г., – при быстром росте издержек и высокие экспортные цены не выручают), что в 2,2 раза превышает планируемый объем инвестиций.

Таким образом, наши расчеты показывают, что повышение ставок НДПИ на газ никоим образом не ставит под угрозу финансирование инвестиционной программы Газпрома, а требование о проведении дополнительной индексации цен на газ в 2012 г. может быть связано исключительно с нежеланием газового монополиста соглашаться даже с минимальным повышением налогового пресса.

Андрей Чернявский

Полный текст обзора "Новый КГБ" №17, 8 – 23 марта 2012 г.  

 

 

28 марта, 2012 г.