• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему студенты прогуливают

Склонность к плагиату, покупке курсовых и списыванию ученые объяснили «школьной усталостью».

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Леонид Илюшин, профессор Департамента государственного администрирования школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Анастасия Азбель, доцент кафедры психологии и педагогики личного и профессионального развития факультета психологии СПбГУ. 

Студенты с плохими воспоминаниями о школьных годах, в которых присутствуют обиды, стрессы и рутина, чаще склонны списывать, «покупать» курсовые, а также скачивать работы из интернета. Напротив, молодые люди, воспринимающие школьную жизнь со знаком плюс, отличаются добросовестным отношением к учебе в вузе. К такому выводу пришли в ходе исследования Леонид Илюшин и Анастасия Азбель. Результаты исследования представлены в докладе «Влияние позитивной образовательной среды школы на качество образовательной траектории студентов».

Школьникам важно преодолевать кризисы

В ходе исследования ученые провели опрос среди студентов пяти факультетов СПбГУ и РГПУ им.А.И. Герцена, которых преподаватели оценивали как добросовестных или недобросовестных. Выяснилось, что недобросовестные студенты чаще испытывают переутомление от учебы в школе.

У почти половины из них школа ассоциировалась с несправедливостью, с «тренажерным залом», дискомфортом, долгом и рутиной, а также перегрузкой и стрессами. Более трети считали своих учителей слабыми, а 38% выбрали ответ «учителя так себе». Отношения в классе при этом нередко характеризовались как «конкуренция» и «равнодушие».

Тем не менее часть недобросовестных студентов имели и хорошие воспоминания о школе. Из анализа интервью стало ясно, что основная причина недобросовестности в таких случаях — неправильный выбор специальности в вузе.

У добросовестных студентов школа в более чем 70% случаев связана с интересом и уютом, а также взаимопомощью и заботой в коллективе (68%). Более трети отметили такие ассоциации, как свобода, творчество, азарт, а также любимые учителя. Характеристику "сильные" дали своим учителям 68% респондентов. Правда и такие респонденты отмечали усталость от школы — перегрузки и стресс — более чем в 60% случаев.

Даже в хороших школах ученики порой испытывают эмоциональную усталость: теряют интерес к учебе, не хотят узнавать что-то новое, отметили исследователи. Причины тому могут быть разные: от избытка заданий и перебора с тестами до нехватки желания учиться и дефицита хороших впечатлений от школы. Но вопрос в том, насколько подростки умеют преодолевать трудности. Школьники, ставшие добросовестными студентами, как показали результаты исследования, были способны справляться с кризисами, используя в том числе помощь учителей и школы. 

Портрет идеального учителя

В ходе исследования ученые попытались выяснить, из чего складывается благоприятная школьная среда. В сознании подростков наилучшие условия учебы связаны с ощущением психологического комфорта в школе, яркими эмоциями и заинтересованностью в обучении. Исследователи проанкетировали 650 учеников 9-11 классов таких «позитивных» школ, чтобы выявить плюсы и минусы образовательного процесса и определить источники «школьной усталости».

Старшеклассники, как и ожидалось, отметили ключевую роль учителя в образовании. Эталонный педагог, по их мнению, умеет объяснять и убеждать, проявляет справедливость и обладает чувством юмора. Респонденты также подчеркивали уважение и доверие к ученику. Наконец, подростки видят в учителе наставника и советчика.

Таблица 1. Основные качества идеального учителя «позитивной» школы. Ответы учащихся, в %.

Доверие к ученику

46,20%

Чувство юмора

65,60%

Умение объяснять и убеждать

79,30%

Справедливость по отношению ко всем

66,20%

Способность уважительно, не повышая голоса, делать замечание

48,10%

Знание жизни и способность дать хороший совет

43,60%

Источник: доклад Л.С. Илюшина и А.А. Азбель.

Старшеклассников также спрашивали, чему, по их мнению, следует обучать учителей на курсах повышения квалификации. В ответах лидирует тема мотивации. Педагогов нужно научить заинтересовывать своим предметом, считают большинство школьников. Далее следует доходчивость подачи нового материала. На третьем месте — умение подготовить к сдаче ЕГЭ без нервотрепки.

Таблица 2. Чему нужно учить учителей на курсах повышения квалификации? Ответы учеников, в %. (можно диаграммой сделать)

Как сократить объём домашних заданий без снижения качества образования?

50,40%

Как объяснить материал тем, кто не понимает?

69,40%

Как подготовить к сдаче ЕГЭ без нервотрепки?

65%

Как заинтересовать учеников своим предметом?

80,70%

Как управлять своим временем и всё успевать?

42,10%

Поддерживать тех детей, у которых что-то не получается с первого раза

59,70%

Источник: тот же.

Также подростки отмечали важность учительского внимания к самым разным ученикам и умение сокращать объем домашних заданий без снижения качества образования.

Перебор с заданиями утомляет и разочаровывает

Значимым фактором школьной усталости, как выяснилось в ходе исследования, служат домашние задания. Так, 68,3% опрошенных проголосовали за замену однообразных заданий нетривиальными. Также более половины детей предложили в качестве награды за хорошую успеваемость сократить домашние задания. Большую роль для школьников играет значимость поощрения стараний, независимо от итогового результата (оценки).

Лишь треть учащихся согласны с тем, что все предметы в школе одинаково важны для хорошего образования. Но почти половина считают, что освоить программу без репетиторов нельзя.

Исследователи также спросили старшеклассников, каким навыкам их научила школа. И здесь школьники выделили качества активного, добросовестного студента, который «способен к осознанному поведению» при учебе в вузе. Под этим осознанным поведением во многом подразумеваются целеполагание и самоанализ, а также умение доносить свою позицию до окружающих и расставлять приоритеты. 

См. также:

Успехи учеников зависят от директора школы

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

 Отношение к списыванию в вузах определяет его масштабы

Дети богатых родителей лучше учатся в школе

Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 1 сентября, 2016 г.