• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Чего хотят чиновники

Российские госслужащие расставили приоритеты в своей профессии.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Анна Санина, доцент департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Евгения Кутергина, преподаватель департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Профессия чиновника — одна из самых закрытых. Граждане не понимают ее содержания, более 50% россиян считают, что «люди у власти» думают только о личном материальном благополучии и карьере.

Сами госслужащие вкладывают в свои обязанности совсем другие предпочтения и смысл. Какие, выяснили Анна Санина и Евгения Кутергина в исследовании «Компетентностные профили чиновников в современной России».

В долгу перед обществом

На вопросы анкеты, разработанной учеными, отвечали 734 чиновника из Санкт-Петербурга*. Большинство из них главными для себя назвали не только профессиональные знания, навыки и опыт (ведение документооборота, поиск, проверка, анализ информации), но и компетенции, связанные со служением обществу.

Так, около 85% первоочередным посчитали умение оценивать последствия и нести ответственность за свои решения. Для 65% важно чувствовать социальную ответственность, для 64% — эффективно взаимодействовать с гражданами и общественными институтами.

Наиболее профессионально значимые компетенции государственных и муниципальных служащих, % респондентов, присвоивших компетенции высший балл («5»)

Источник: расчеты авторов исследования.

 Необходимость поступать в соответствии с профессиональной этикой осознают 77%. А вот потребность «ориентироваться в вопросах международной конкуренции» чувствуют менее трети. Последнее исследователи объясняют общей тенденцией к международной изоляции российского госуправления: «вопросам государственной тайны, утечки информации традиционно уделяется повышенное внимание, а в последние несколько лет оно только усилилось».

Наименее востребованные компетенции государственных и муниципальных служащих, % респондентов, присвоивших компетенции низший балл («1»)

Источник: расчеты авторов исследования.

Когда приказы не действуют

Важность компетенций зависит от должностей и уровня власти (муниципальный, региональный, федеральный).

Чем выше статус, тем больше чиновник ценит возможность принимать решения и нести за них ответственность. Чувство общественного долга более значимо для представителей власти высокого уровня. Умение вести диалог с народом важнее для работников муниципалитетов, нежели для бюрократов федерального значения. Это неудивительно, считают авторы исследования: «Именно на местах рассматриваются прямые обращения граждан».

Приоритеты, расставленные чиновниками, важно учитывать при разработке стандартов этой профессии, считают ученые. Формулировать квалификационные требования государство может приказами сверху, но без внимания к «самооценкам» снизу процесс грозит обернуться ситуацией, которая в исследовании иллюстрируется одной цифрой. Несмотря на то, что руководство страны многие годы декларирует создание «открытого правительства», только 53% чиновников считают значимым использование в своей работе современных информационных и коммуникативных технологий .

*Анкетный опрос государственных гражданских служащих (401 человек) и муниципальных служащих (333 человека) проводился в январе–марте 2015 года в Санкт-Петербурге: в 24 территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, 36 органах региональной госвласти и в 85 местных администрациях внутригородских муниципальных образований.

См. также:

Какая коррупция особенно вредна для экономики

Видят ли граждане государство в интернете

Теневое управление помогает развитию регионов

Материалы по теме

Видят ли граждане государство в интернете

Государство тратит немало средств, показывая, как оно заботится о гражданах, но люди считают новые сервисы достижениями прогресса, результатом внедрения интернет-технологий, а к самим властным структурам относятся негативно.

Теневое управление помогает развитию регионов

Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

Низкое качество институтов повышает визовые барьеры

Вероятность отказа в визе гражданину той или иной страны зависит от качества институтов на его родине – эффективности государственного управления, успехов в борьбе с коррупцией, соблюдения принципа верховенства закона, а также преобладающих в стране норм и ценностей. Эти же факторы играют роль при принятии решения о предоставлении жителям того или иного государства права на безвизовый въезд. К такому выводу в ходе исследования «Институты и визовые режимы» пришли ученые НИУ ВШЭ Камила Грачева, Леонид Полищук, Александр Яркин, а также их коллега из университета Гента (Бельгия) Кун Шурс.

Чиновники оценили свою открытость

Министерства и ведомства России становятся все более открытыми обществу, отметили участники конференции «Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с референтными группами», прошедшей в Высшей школе экономики при поддержке Открытого правительства. Проблема в том, что многие госструктуры «открываются» обществу формально.

Региональные власти мало занимаются оценкой регулирующего воздействия

Более половины российских регионов формально подошли к вопросу формирования института оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Специалисты по оценке не прошли необходимого переобучения, анализ последствий регуляторных нововведений для бизнеса и общества систематически не проводится, средства на пилоты и обучение выделяются по остаточному принципу, выяснили эксперты Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ. Все же, ряд регионов являются точками роста «умного регулирования».

Умное регулирование упростит жизнь граждан и бизнеса

Хорошая подготовка чиновников, ясный язык нормативных актов и не увеличение нагрузки на бизнес – вот оптимальные пути развития нормативного регулирования, считает директор Центра оценки регулирующего воздействия Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Даниил Цыганков. Его доклад «Перспективные инструменты повышения качества регуляторных решений» был представлен на международном научно-практическом семинаре НИУ ВШЭ «Развитие механизмов “умного регулирования”: на пути к новой регуляторной политике России»