• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучены для бизнеса

Насколько эффективно предпринимательское образование в России

©ISTOCK

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Без аншлага

Под предпринимательским образованием в исследовании понимаются очные и заочные программы, дающие знания для создания и управления бизнесом. Такая учеба входит в систему дополнительного профессионального образования (ДПО), получаемого в целях переподготовки и повышения квалификации: курсы, стажировки и проч.

Проанализировав данные Росстата и Минобразования с 2013 по 2016 год, ученые оценили, насколько россияне вовлечены в ДПО, в том числе предпринимательское, и как это влияет на динамику малого бизнеса.

Вовлеченность оказалась аномально низкой. Дополнительное профобразование осваивают менее 1,7 млн человек в год. Свыше 800 тысяч из них — слушатели бизнес-программ, большей частью заочных.

Чаще всего (около 71% аудитории) выбирают короткие модули — до 100 учебных часов. Около 22% предпочитают занятия в диапазоне 100–500 часов. Наименее распространенная форма ДПО — стажировка, ее проходят до 1% обучающихся.

Разница регионов

Уровень вовлеченности различается по субъектам РФ. Исследователи разделили их на три кластера в зависимости от благосостояния, инновационной деятельности и социально-демографических характеристик:

1‑й кластер — благополучные регионы (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Московская области, Москва, Санкт-Петербург);

2‑й кластер — территории с преобладанием социальных проблем (35 регионов);

3‑й кластер — территории с преобладанием инвестиционных проблем (42 региона).

Самый высокий интерес к предпринимательскому образованию в регионах с инвестпроблемами. Например, в Тыве на 10 тысяч экономически активного населения приходится почти 150 обучающихся очно и свыше 280 — заочно, в Томской области — 90 и 175, в Еврейской АО — 70 и 135 чел., соответственно.

Среди благополучных территорий лидируют Москва (80 и 130) и Санкт-Петербург (55 и 100).

Наименьшие показатели во 2-м кластере, в первую очередь в Ингушетии (менее 5 и менее 10), Карачаево-Черкесии (5 и 10), Брянской области (5 и 10).

Отдача для компаний

Получение дополнительного профобразования стимулирует развитие малого бизнеса. Установлено влияние на следующие индикаторы отрасли:

 численность занятых. Максимальная отдача от обучения наблюдается с лагом в 2–3 года;

 количество и оборот микро- (до 15 работников) и малых (от 16 до 100 чел.) предприятий: 1–2 года;
 выручка и численность индивидуальных предпринимателей: 3 года.

Интервал отдачи для инновационного предпринимательства — 5–6 лет, для рутинного — 2–3 года. Более длительный период в случае с инноваторами объясняется бОльшими затратами времени на качественное образование и на достижение высокорискованными бизнесами прибыльности.

Меньше и лучше

Отдача от образования усиливается по мере сокращения размера компаний:

 заметнее всего она для индивидуального предпринимательства;

 в сегменте микропредприятий (до 15 работников) связи чуть слабее;
 для малых предприятий (от 16 до 100 чел.) связи могут затушевываться из-за неоднородности контингента сотрудников;
 для средних фирм (до 250 чел.) значимым остается только влияние краткосрочных программ и показатели охвата заочным обучением.

«По-видимому, ослабление взаимосвязи отражает сравнительно низкую заинтересованность среднего предприятия в отдельных работниках (проще нанять уже обученного человека, чем обучать собственный персонал)», — комментируют авторы исследования.

Срочно и практично

Сильнее сказываются на активности компаний и популярнее среди потребителей образовательных услуг короткие курсы от 72 до 100 часов. Они ориентированы на практику и чаще выбираются теми, кто уже находится в процессе обдумывания и создания бизнеса.

Роль программ от 500 до 1000 часов (программы лидерства) значительно меньшая. Однако именно они, при условии охвата безработных по направлению службы занятости, наиболее стимулируют к развитию индивидуального предпринимательства.

Существенным для улучшения бизнес-сектора оказалось обучение и краткосрочное повышение квалификации в форме стажировок — программы, совмещающие традиционные занятия в аудитории и участие в реальных проектах.

Обратный эффект

Развивать образовательную систему в России нельзя без учета места проживания. Сравнение территориальных кластеров показало: то, что эффективно в одних регионах, в других может срабатывать негативно.

В благополучных субъектах РФ (1 кластер) бизнес-образование активизирует предпринимательство, а в депрессивных (2 и 3 кластеры) тормозит: ускоряет инновационный микробизнес, но препятствует развитию индивидуального предпринимательства и рутинных предприятий.

Причина — в оттоке кадров: получив образование, люди либо уезжают в перспективные регионы, либо уходят на работу со стабильным доходом, например на госслужбу.

Таким образом, делают вывод исследователи, стимулировать предпринимательство через образовательные программы здесь не актуально. Результативнее – пропагандировать в медиа истории успеха, проводить студенческие конкурсы бизнес-планов с последующим обучением, предоставлением грантов и других видов поддержки. Не забывая, разумеется, снижать ключевые барьеры на пути деловой активности граждан — улучшать экономическое состояние и бизнес-климат региона.
IQ

Авторы исследования:
Александр Чепуренко, руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Кирилл Зиньковский, заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ 

 

Анна Духон, член правления Московского отделения Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация статистиков»

 

Ольга Образцова, доцент кафедры общей экономической теории Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 26 ноября