• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шансы на успех

Как участие в студенческих клубах
помогает хорошо трудоустроиться
Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Любой солидный работодатель ценит аналитические способности кандидата: умение правильно воспринимать информацию — запоминать, интерпретировать, аргументировать, объективно оценивать и применять на практике. Критическое мышление считается важнейшим результатом учебы в вузе: оно помогает принимать верные решения. Ирина Щеглова, Юлия Корешникова и Ольга Паршина изучили, как это навык связан со студенческой вовлеченностью. Она включает активность на трех направлениях: в учебе, научных проектах и в общественной (внеучебной) жизни университета. Авторы опросили свыше 3300 бакалавров в рамках проекта «Студенческий опыт в исследовательском университете». Основные результаты опубликованы в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования».

Дивиденды активности

Исследователи предположили, что в современном мире «уже недостаточно академической вовлеченности студента, и внимание вузов должно также концентрироваться на других сферах университетской жизни». Гипотеза подтвердилась. Выяснилось, что для развития аналитических способностей, наряду с учебой и исследованиями, значима активная студенческая жизнь. Нужно участвовать в организациях и клубах, университетских соревнованиях, олимпиадах, квестах и других акциях и поддерживать связь с профессиональными сообществами.

То есть, чем больше студент включен во внеучебные проекты вуза, тем выше у него уровень критического мышления. А это, в конечном итоге, влияет и на академические, и на любые другие достижения.

Прирост навыков критического мышления измерялся на основе самооценки. Учащихся спрашивали, каков был их уровень владения этим навыком на входе в университет и каков он теперь (в шкале было шесть вариантов — от «совсем низкий» до «превосходный»). Респондентам также задавали вопросы об их учебе, научно-исследовательской работе и участии в студенческих организациях (индекс «0» означал отсутствие общественной жизни, «1» — вовлеченность в нее).

Выгоды студенчества

Исследования показывают, что участие в неакадемической жизни вуза приносит учащимся серьезные бонусы:

 повышается их самооценка;

растет чувство причастности к университету, удовлетворенности студенческой жизнью;

оба эти фактора могут позитивно влиять на мотивацию, а значит, и на образовательные результаты;

развиваются навыки командной работы и ответственности;

нарабатываются коммуникативные стратегии и навыки лидерства;

накапливается социальный капитал в виде связей и контактов — не только с однокурсниками, но и с представителями академических, профессиональных сообществ и коммерческого сектора.

И, наконец, участие во внеучебных мероприятиях вносит вклад в формирование стартовой оплаты труда.

По данным Щегловой и соавторов, среди студентов, вовлеченных в научную и внеаудиторную вузовскую жизнь, оказалось больше тех, кто отметил прирост уровня критического мышления, чем среди не вовлеченных. Респонденты-участники научных и студенческих проектов чаще говорили о развитии своих аналитических способностей (по 69% в каждой номинации), чем об отсутствии изменений.

Вклад в успех

Для установления связи учебы, науки и внеучебной активности с развитием аналитических способностей исследователи использовали бинарную логистическую регрессию (таб. 1). При этом:

зависимой переменной служила самооценка уровня развития критического мышления;

индексы вовлеченности в академическую, научную и студенческую деятельность были независимыми переменными (предикторами);

расчеты строились при контроле пола, курса, успеваемости и пр.

Значение Exp(B) больше единицы (таб.1) говорит о положительной связи между тем или иным предиктором и формированием критического мышления.

Усиление большинства типов вовлеченности повышает «шансы на успех», развивает изучаемый навык, показали авторы. Хотя из всех типов активности самой значимой ожидаемо оказалась учеба в классе, силу научных и общественных инициатив тоже не стоит недооценивать.

Таблица 1. Бинарный логистический регрессионный анализ связи между разными видами вовлеченности студентов и самооценкой навыка критического мышления.*

Пользоваться всеми благами

Из работы логически следует, что стоит расширять спектр научных и внеучебных мероприятий в университете.

В исследовании не учитывался тип студенческих организаций, поэтому экстраполировать результаты на конкретные студенческие организации сложно. Однако эмпирически установлено, что вовлеченность в разные типы студенческих сообществ дает разные результаты.

Участие в политических и творческих организациях дает прирост в академических достижениях,

Спорт и вовлеченность в религиозные сообщества не оказывает большого влияния на показатели студентов.

Любопытно, что успеваемость, по данным авторов, напрямую не связана с развитием критического мышления (таб. 1). Такое заключение согласуется с выводами других российских и зарубежных исследований. Они показывают, что хорошие оценки и безупречный диплом — еще не гарантия того, что выпускник станет продуктивным сотрудником.
IQ

* Источник: статья И. Щегловой, Ю. Корешниковой и О. Паршиной.


Авторы исследования:
Ирина Щеглова, младший научный сотрудник Лаборатории исследований студенческого опыта Института образования НИУ ВШЭ
Юлия Корешникова, аналитик, аспирант Института образования НИУ ВШЭ
Ольга Паршина, аспирант City University of New York, Graduate Center
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 3 апреля