• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Маршрут мимо кассы

Сколько денег уходит в тень на рынке пассажирских автоперевозок

«Гарри Поттер и узник Азкабана» / Альфонсо Куарон, 2004 год

Больше семи миллиардов рублей дохода и до 2,6 миллиардов недополученных налогов — таков размах и последствия теневой экономики в сфере пассажирских автоперевозок в России. Масштабы транспортного «сумрака» впервые оценил экономист Евгений Уваров и подготовил доклад о результатах исследования для XXI Апрельской международной научной конференции.

Главное — как платить

В фокусе внимания Евгения Уварова оказались 56 регионов, которые к 2018 году уже ввели систему безналичной оплаты проезда — с помощью транспортных и банковских карт. Работая по ней, говорит он, предприниматели не могут декларировать ложные данные о количестве пассажиров и сумме выручки, а значит — сокращаются размеры теневого сектора.

Сравнив экономические результаты перевозчиков в 2018-м с результатами тех лет, когда безналичной системой еще не пользовались, исследователь оценил размер скрытых доходов и объем налоговых поступлений, потерянных государством в 2014–2017 годах.

Данные для анализа получены из открытых источников (информационные сайты в регионах) и ответов на обращения в администрации городов и районов Белгородской, Волгоградской, Калужской, Костромской, Московской и Смоленской областей.

Формула скрытого

Внедрение в регионе безналичной системы автор взял в расчет в качестве независимой переменной. Сопоставление ее с другими (цена проезда, количество автобусов на 100 тыс. чел., численность населения и проч.), позволило сделать вывод: там, где за проезд не платят живыми деньгами, ежегодные объемы перевозок увеличиваются в среднем на 5 840 000 человек.

Таким образом, зная коэффициент «прироста» пассажиров от внедрения оплаты по карточкам (5 840 000), можно измерить теневые заработки перевозчиков в годы без «электронных билетов»:

Теневой доход (r, y) = (B / PASS) ∗ Pv

где:

r — регион;

y — год;

В — задекларированная годовая выручка;

Pass — задекларированное число пассажиров в год отсутствия системы безналичной оплаты проезда;

Pv — коэффициент прироста пассажиров от внедрения системы безналичной оплаты проезда.

Невидимые миллиарды

Подсчеты выявили, что в 2014–2017 годах автоперевозчики 56 регионов России увезли в тень почти 7,2 млрд рублей доходов.

Масштабы теневой экономики в сфере пассажирских автоперевозок (скрытая выручка, руб., 56 регионов РФ)

При этом бюджет недополучил от 429 млн до 2,6 млрд рублей в зависимости от системы налогообложения, которую могли использовать компании. Автор исследования допустил, что все фирмы в один период времени имеют одинаковую организационно-правовую форму (ИП или ООО) и платят одинаковые налоги по одной из трех ставок: 6%, 15% или 20%.

В итоге диапазон потерь для казны в 2014–2017 годах составил:

свыше 429 млн руб. от ИП со ставкой 6%;

более 1,4 млрд руб. — от ИП с 15%;

около 2,6 млрд руб. — от ООО, облагающихся налогом в 20%.

Далекий идеал

Результаты исследования явно демонстрируют фактор, который способствует сокращению теневой экономики, отмечает Евгений Уваров. Безналичная оплата служит преградой «призрачным пассажирам» и не дает перевозчикам скрыть фактическую выручку. Однако, во-первых, до «платежного» идеала еще далеко: в 2018 году 100-процентный охват такой системой был лишь в пяти из 56 проанализированных регионов — Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и Севастополе.

Внедрение системы безналичной оплаты проезда в регионах России (2018 г., % внедрения системы на территории региона*)

* % внедрения = (население городов и районов, где была установлена система / общую численность населения) ∗ 100

Во-вторых, маскировка доходов — важная, но не единственная составляющая ухода в тень. Опрошенные исследователем сотрудники транспортных отделов местных администраций также говорили о теневых фондах оплаты труда (неполное декларирование компаниями уровня зарплат) и умышленном завышении расходов с помощью подложных документов. Наконец, не названный в администрациях, но очевидный вклад в эту копилку — взятки чиновникам: незаконные платежи за услуги по предоставлению разрешений на осуществление перевозок.
IQ
 

Автор исследования:
Евгений Уваров, аспирант Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 20 марта