«Гарри Поттер и узник Азкабана» / Альфонсо Куарон, 2004 год
Больше семи миллиардов рублей дохода и до 2,6 миллиардов недополученных налогов — таков размах и последствия теневой экономики в сфере пассажирских автоперевозок в России. Масштабы транспортного «сумрака» впервые оценил экономист Евгений Уваров и подготовил доклад о результатах исследования для XXI Апрельской международной научной конференции.
В фокусе внимания Евгения Уварова оказались 56 регионов, которые к 2018 году уже ввели систему безналичной оплаты проезда — с помощью транспортных и банковских карт. Работая по ней, говорит он, предприниматели не могут декларировать ложные данные о количестве пассажиров и сумме выручки, а значит — сокращаются размеры теневого сектора.
Сравнив экономические результаты перевозчиков в 2018-м с результатами тех лет, когда безналичной системой еще не пользовались, исследователь оценил размер скрытых доходов и объем налоговых поступлений, потерянных государством в 2014–2017 годах.
Данные для анализа получены из открытых источников (информационные сайты в регионах) и ответов на обращения в администрации городов и районов Белгородской, Волгоградской, Калужской, Костромской, Московской и Смоленской областей.
Внедрение в регионе безналичной системы автор взял в расчет в качестве независимой переменной. Сопоставление ее с другими (цена проезда, количество автобусов на 100 тыс. чел., численность населения и проч.), позволило сделать вывод: там, где за проезд не платят живыми деньгами, ежегодные объемы перевозок увеличиваются в среднем на 5 840 000 человек.
Таким образом, зная коэффициент «прироста» пассажиров от внедрения оплаты по карточкам (5 840 000), можно измерить теневые заработки перевозчиков в годы без «электронных билетов»:
Теневой доход (r, y) = (B / PASS) ∗ Pv
где:
r — регион;
y — год;
В — задекларированная годовая выручка;
Pass — задекларированное число пассажиров в год отсутствия системы безналичной оплаты проезда;
Pv — коэффициент прироста пассажиров от внедрения системы безналичной оплаты проезда.
Подсчеты выявили, что в 2014–2017 годах автоперевозчики 56 регионов России увезли в тень почти 7,2 млрд рублей доходов.
При этом бюджет недополучил от 429 млн до 2,6 млрд рублей в зависимости от системы налогообложения, которую могли использовать компании. Автор исследования допустил, что все фирмы в один период времени имеют одинаковую организационно-правовую форму (ИП или ООО) и платят одинаковые налоги по одной из трех ставок: 6%, 15% или 20%.
В итоге диапазон потерь для казны в 2014–2017 годах составил:
свыше 429 млн руб. от ИП со ставкой 6%;
более 1,4 млрд руб. — от ИП с 15%;
около 2,6 млрд руб. — от ООО, облагающихся налогом в 20%.
Результаты исследования явно демонстрируют фактор, который способствует сокращению теневой экономики, отмечает Евгений Уваров. Безналичная оплата служит преградой «призрачным пассажирам» и не дает перевозчикам скрыть фактическую выручку. Однако, во-первых, до «платежного» идеала еще далеко: в 2018 году 100-процентный охват такой системой был лишь в пяти из 56 проанализированных регионов — Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и Севастополе.
* % внедрения = (население городов и районов, где была установлена система / общую численность населения) ∗ 100
Во-вторых, маскировка доходов — важная, но не единственная составляющая ухода в тень. Опрошенные исследователем сотрудники транспортных отделов местных администраций также говорили о теневых фондах оплаты труда (неполное декларирование компаниями уровня зарплат) и умышленном завышении расходов с помощью подложных документов. Наконец, не названный в администрациях, но очевидный вклад в эту копилку — взятки чиновникам: незаконные платежи за услуги по предоставлению разрешений на осуществление перевозок.
IQ