• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сказки дядюшки Google

Кому верят инвесторы, и кто платит за «бесплатные» сервисы?

«Barney Google & Snuffy Smith — The Master AND MORE — Episode #1» / Comics Kingdom / YouTube

Что на самом деле значит название компании Google? Почему основатели крупнейшей технологической компании придумали миф о его происхождении? И кто на самом деле в итоге платит за все «бесплатные» сервисы поискового гиганта? Объясняет доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в седьмом выпуске рубрики «Экономист на диване».



Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ


В одном из предыдущих сюжетов мы предложили нашим читателям ответить на вопрос: «В какую компанию Вы вложили бы деньги? Название которой происходит из научно обоснованной математической теории или ассоциируется с комичным сказочным персонажем»?

Большинство выбрало, как я предполагал, компанию с математическим названием. Вполне ожидаемо, хотя вообще речь шла об одном и том же! Задавая данный вопрос, мы имели в виду компанию Google. По официальной версии, например, изложенной на официальной странице компании в Википедии, указано, что название появилось в 1998 году. Основатели компании были математиками. Они знали, что существует очень большое число googol (гугол) — 10100. Основатели вроде как немного ошиблись в его написании, так родился теперь всемирно известный бренд. 

Какая привлекательная история! От неё веет научностью, математикой, в общем — доверием! Много лет в неё верил и я, пока… Случайно не услышал песню сестёр Эндрюс (Andrews Sisters) про старину Гугла, про Barney Google.

А вот, кстати, и он собственной персоной:

Оказывается, придумали его аж в 1919 году. Значит, в 2019 году слову Google исполнилось 100 лет. Сам этот персонаж — примерно как наш Змей Горыныч.

А теперь представьте себе. Учатся два парня. Учатся в стране, где каждый знает «Змея Горыныча». И вот они называют свою компанию «Змей Горыныч», но всем говорят, что это, знаете ли, такой математический граф с тремя узлами (головами) и тремя ребрами (шеями). Наверное, для нас эта математическая версия будет более привлекательна, чем версия про сказочного вымышленного персонажа. Да и для инвесторов на бирже. Особенно при IPO.

На самом деле, разобраться с историей происхождения названия компании намного проще, чем с её бизнес-моделью. Дело в том, что сервисы таких технологических компаний привлекают тем, что они удобны и… часто бесплатны. Тем не менее, задумайтесь, когда такое бывает в жизни? Если для вас сервис бесплатный, значит, за вас платит кто-то другой! Например, рекламодатель — за то, чтобы технологическая компания демонстрировала его рекламу именно вам. 

В свою очередь, это значит, что расходы на рекламу включат в цену товара, который вы купите, привлеченный рекламой в Google. Таким образом, парадоксально, но по сути вы всё равно заплатили за бесплатный сервис. Если вам интересно, как и почему это происходит, рекомендую прочитать статью профессора НИУ ВШЭ Светланы Авдашевой.
IQ

 

Автор текста: Пеникас Генрих Иозович, 25 января