• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влиятельный контингент

Как семьи соучеников предопределяют образовательный выбор школьника — пойдёт он в магистратуру престижного вуза или ограничится колледжем после девяти классов

ISTOCK

Давно установлено, что уровень образования и доходов родителей — социально-экономический статус (СЭС) — сказывается на самоопределении подростка. Закончит ли он девять или одиннадцать классов, поступит в колледж или в вуз, во многом зависит от семейных установок и ресурсов — одного из источников образовательного неравенства. А какое значение для учащегося имеет статус всех его соучеников, или, иначе, социально-экономическая композиция (СЭК) школы? Как выяснила исследовательница Юлия Керша из Института образования НИУ ВШЭ, этот показатель влияет не только на ближайшее, но и на отдаленное будущее учащегося — например, поступление в магистратуру. Среди эффектов СЭК наблюдается и усиление неравенства.

Публикация в рамках совместного спецпроекта IQ.HSE и Стратегического проекта «Неравенство» Института образования НИУ ВШЭ.

Воспроизводство неравенства

Известно, что дети образованных и обеспеченных родителей, имеющих высокий социально-экономический статус (СЭС) чаще переходят в старшие классы, учатся в лучших школах, получают более высокие баллы на экзаменах и поступают в вузы. И дело здесь не только в ресурсах и стратегиях этих семей — инвестициях в подготовку детей, а значит, и в успеваемость, — но и в установках. Родители ориентируют наследников на учёбу в высшей школе, часто — в селективных университетах (средний балл ЕГЭ зачисленных — более 70). Такие семьи обеспечивают младшему поколению доступ к лучшим жизненным и образовательным опциям.

Родители с меньшими ресурсами часто не имеют таких возможностей. Да и ситуация в семье может требовать от молодого человека более раннего трудоустройства и заработка. Учащиеся из малообразованных и бедных семей не используют все свои шансы на социальную мобильность, даже если учатся хорошо. Получается, что система образования, которая могла бы служить инструментом выравнивания жизненных шансов учащихся из разных семей, невольно участвует в воспроизводстве имеющейся социальной структуры и обеспечивает «наследование» привилегий для благополучных учащихся.

Однако существует и другая характеристика — социально-экономическая композиция (СЭК) школы — аналогичная СЭС, но агрегированная на уровне всего состава учащихся или параллели классов. Как показала исследовательница из НИУ ВШЭ Юлия Керша, семейный бэкграунд соучеников в не меньшей степени оказывает влияние на жизненную траекторию и образовательные стратегии школьников.

В статье Юлии Керша под социально-экономической композицией школы понимается доля учеников в когорте (параллели), у которых матери имеют высшее образование.

Пионер исследований социально-экономической композиции школы, американский социолог Джеймс Коулман, рассматривал СЭК как индикатор благополучия состава учащихся. Кстати, и родители, рассуждая о качестве школ, нередко исходят, в том числе, из бытовых оценок «благополучия» школьного контингента.

Согласно Мониторингу экономики образования НИУ ВШЭ за 2020 год, более 40% семей считают хорошее школьное окружение ребенка значимым фактором образовательных успехов и учитывают его при выборе учебного заведения. Поэтому логично, что в школах с высокой СЭК будет больше детей из благополучных семей и больше учащихся, нацеленных на академическую траекторию — поступление в старшие классы, а затем в вуз.

При этом в работе Юлии Керша подтверждается идея, что семейный бэкграунд других учащихся школы оказывает дополнительное влияние на достижения отдельного ребёнка. Независимо от своих индивидуальных качеств, ученик сможет добиться б о льших результатов, если его окружают ребята из благополучных семей, и, наоборот. Тем самым школы с высокой СЭК поддерживают образовательное неравенство, в том числе, через скрытые механизмы влияния контингента на учёбу и самих детей.

Школьное предопределение

В одной из своих предыдущих работ Керша показала, что, независимо от способностей учащегося и статуса семьи, обучение в школе с невысокой СЭК стимулирует снижение академических достижений. Сильная связь СЭК с результатами обучения отмечена и в работах учёных из Бельгии, США, Великобритании, Австралии и пр.

В новом исследовании учёная доказала, что СЭК положительно связана с продолжением учёбы в старшей школе и получением диплома вуза (чем СЭК выше, тем, соответственно, вероятнее произойдут указанные события). Но это не предел. Выяснилось, что композиция школы, которую посещал учащийся, отражается даже на поступлении в магистратуру.

К такому выводу удалось прийти, изучив данные девяти волн (2011–2020) лонгитюда НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП), в котором прослеживалась судьба одних и тех же учащихся: их достижения и образовательные переходы (в старшие классы, колледжи, вузы). В 2020 году выборка составила 3743 человека — три четверти изначальной. Школами с низкой СЭК считались те, в которых было до 27% учеников, чьи матери имели высшее образование, с высокой — от 52% до 100%.

Порог старших классов

Зависимыми переменными, для которых проверялись эффекты СЭК, в исследовании были учёба после 9-го класса в старшей школе, зачисление в вуз, его окончание и поступление в магистратуру. Независимой переменной стала СЭК школы.

В анализ были включены контрольные переменные, влияющие на построение образовательного трека: гендер, индивидуальный СЭС, результаты учащихся в международных мониторингах TIMSS (исследование качества математического и естественнонаучного образования) и PISA (программа по оценке образовательных достижений), баллы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике, регион проживания. Оценивалась вероятность того, что событие (например, поступление в университет) произойдёт, в зависимости от характеристик учащихся и их школ.

По данным ТрОП, после окончания в 2012 году девяти классов 61% учащихся перешли в старшую школу, остальные — в профессионально-технические (37%) и другие учебные заведения (1%). И уже на этом этапе ученики из школ с разной СЭК выбирают неодинаковые треки. В школах с высокой СЭК в старшие классы идут 79% ребят (причём из школ, в которых у всех матерей есть высшее образование, — 83%), а с низкой — лишь 47%. Кстати, этот эффект почти не снижается при добавлении в модель успеваемости в конце 9-го класса.

Запуск социального лифта

Среди выбравших академический трек (в 2012 году — 53% выпускников 9-го класса) по окончании школы в университеты поступили 82% респондентов. Через год после поступления — в 2015 году — большинство из них продолжали учёбу. Если изучать ситуацию в разрезе СЭК, то из школ с высоким показателем поступили в вузы 93% участников академической траектории. Из школ с низким — только 63%. Причём в селективные вузы оказалась зачислена половина выпускников школ с высокой СЭК (49%) и лишь 23% — с низкой СЭК.

С решением поступать в вуз сильнее всего связаны три аспекта: достижения учащихся (баллы TIMSS , итоги ЕГЭ), обучение в городской школе и как раз СЭК. При обучении в старшей школе с максимальной СЭК вероятность поступить в вуз — почти стопроцентная, а в школах с самой низкой — 75%.

Для поступления в селективный вуз также весьма значим регион проживания. Шансы стать студентами таких университетов выше для тех, кто живёт в двух столицах (где и сосредоточены подобные вузы). При учёте региона эффект СЭК на выбор селективного вуза слабеет.

Из ребят, выбравших колледжи и техникумы после 9-го класса, 34% потом отмечали, что учатся в вузе. Это гибридная траектория: девять лет школы, затем среднее профессиональное образование (СПО) и, наконец, вуз (такой маневр облегчает поступление в университет). Этот путь чаще выбирали выпускники школ с высокой СЭК — 53% против 23% ребят из школ с низкой СЭК.

Для респондентов, отучившихся в колледжах, ключевой фактор перехода в вуз — не успеваемость, а именно школьная СЭК. Вероятность поступить в институт после обучения в системе СПО составляет 85% для бывших учащихся школ с самой высокой СЭК и 22% — для школ с самой низкой. Получается, что благополучные школы стимулируют таких ребят к продолжению обучения.

Впрочем, интерпретация тут может быть сложнее. Часто гибридную траекторию изначально выбирают ученики из благополучных школ, но с недостаточными для приёма в вуз баллами. Такой путь — упрощённый вариант поступления в университет для тех, кто и так туда собирался. Однако есть гипотеза, что выходцы из школ с высокой СЭК имеют б о льшие академические притязания именно из-за школьной среды, в которой формируется отношение к высшему образованию, отмечает Юлия Керша.

Другое объяснение связано с  социальными эффектами. Например, перешедшие в СПО испытывают дискомфорт из-за того, что большинство одноклассников поступило в вузы, а они — нет. Или новая социальная среда воспринимается как чужая. Это может стимулировать к поступлению в высшую школу. Эффект СЭК устойчив и сохраняется при контроле других переменных.

Долгоиграющие последствия

К последней волне ТрОП 44% респондентов имели высшее образование. Среди выпускников школ с низкой СЭК диплом вуза к 2020 году получили в среднем 27% — против 66% представителей школ с высокой.

При этом у тех, кто после 11-го класса пошёл в вуз, доля обладателей высшего образования — более 80%. А вот в подвыборке тех, кто получил СПО, успешно завершили обучение в вузе лишь до 35%. Регрессионный анализ показал, что на всей выборке СЭК школы служит фактором повышения шансов на получение высшего образования (наряду с высокой успеваемостью).

К 2020 году 16% респондентов побывали в статусе магистрантов. Из выпускников школ с низкой СЭК ими стали лишь 6% опрошенных. А вот среди выпускников «благополучных» школ студентов магистратуры — в 4,5 раза больше (27%).

Доля поступающих в магистратуру среди участников академического трека заметно выше, чем среди представителей гибридной траектории. При выборе академического трека магистрами становились от 21% выпускников школ с низкой СЭК до 39% ребят из школ с высокой СЭК. В случае с гибридным треком эти доли — 2% и 4% соответственно.

Школьная СЭК, как и достижения учащегося, связана с шансами поступления в магистратуру. Вероятность того, что магистрантом станет ученик школы с самой низкой СЭК всего 8%. Тогда как для выпускников школ с максимальной СЭК этот показатель — 37%. Для тех, кто следует академическому треку, вероятность продолжить обучение в магистратуре варьируется от 20% до 46% для школ с разным «благополучием».

Пролонгированный вклад

Как итог, в российском контексте социально-экономическая композиция школы определенно имеет значение для дальнейшей жизни человека. При высокой СЭК вероятнее переход в старшие классы, получение высшего образования и магистратура. Причём для тех, кто закончил колледж, продолжение учёбы в вузе особенно заметно зависит от СЭК. И здесь есть возможность наблюдать отсроченное решение получить высшее образование, на которое могло подействовать школьное окружение.

СЭК школы показала устойчивое влияние на долгосрочные образовательные результаты. Её нельзя списывать со счетов ни при изучении образовательного выбора, ни при анализе факторов успеваемости.

Но как появляется это влияние? Зарубежные исследователи называют среди медиаторов формирования связи СЭК с образовательными результатами практики, применяемые в школе, ожидания сверстников и установки учителей. И всё же эти факторы недостаточно проясняют явление.

СЭК часто усиливает неравенство (у учеников благополучных школ более привлекательные перспективы). Как снизить этот эффект? В зарубежных работах часто предлагается перераспределять учащихся между образовательными организациями. В России такие методы едва ли будут применим с учётом территориальных условий. А для адресной поддержки детей из школ с низкой СЭС всё же нужно сначала «распаковать» механизм его воздействия, заключает исследовательница.
IQ
 

Автор исследования:
Юлия Керша, младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 27 декабря, 2022 г.