• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Независимо и по своей воле

Что значит быть самостоятельным в представлении молодежи

ISTOCK

«Я могу решить свои проблемы», «Ты можешь сам управлять собой, ставить приоритеты», «Я сам всегда ищу информацию», «Ты уже самоопределился с тем, чем ты хочешь заниматься», «Я сама решаю, кто входит в моё окружение»... Эти суждения молодых людей отражают их понимание составляющих самостоятельности. Если обобщить, то у неё две «несущих конструкции»: независимость и волевое функционирование — поведение в соответствии с собственными интересами. Эту концепцию самостоятельности учёные из Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ применили к российскому контексту. Проведенные ими интервью с подростками и молодёжью подтвердили актуальность концепции.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ), проект № 22-18-00416.

Становление зрелости

Взросление традиционно ассоциируется с обретением самостоятельности. Под ней обычно подразумевают умение эффективно справляться с проблемами и встраиваться в социальную жизнь. Родственные понятия — инициативность, агентность (проактивное поведение) — способность создавать нечто новое и менять уже существующее. Так, ученые выделяют трансформирующую агентность — умение действовать инициативно и самостоятельно.

Однако в применении к молодёжи — от подростков до юношества ( «становящейся взрослости») — актуально понимание самостоятельности с акцентом на самом процессе взросления и самоопределения. В этот период молодые люди начинают яснее осознавать свои ценности и брать на себя ответственность, делать собственный выбор, отделяться (сепарироваться) от родителей — и ощущать свою независимость.

Длительность взросления — особый вопрос. Демографы, социологи, психологи неоднократно отмечали, что взрослость становится «отложенным проектом» — молодые люди не спешат переезжать от родителей, определяться с профессией, заводить семью. Да и сами биографии меняются — жизнь уже не идёт «как по накатанной» (родился, отучился, трудоустроился, женился и пр. — череда обычных социодемографических и социоэкономических этапов), а строится нелинейно, «сбивчиво» — события накладываются друг на друга, перетасовываются, интервалы между ними растягиваются. Отношения, профессия, стиль жизни неоднократно «репетируются», прежде чем обрести окончательную форму (если она вообще возможна).

Однако при изучении взросления важна не только и не столько конфигурация событий, сколько они сами — как маркеры становления человека. Значимо и то, считают ли себя самостоятельными молодые люди и как формируется эта характеристика.

«Становящаяся взрослость» (emerging adulthood) — так американский психолог Джеффри Арнетт назвал период жизни от 18 до 29 лет. Это время нестабильности, кризисов, экспериментов, поисков себя, но также — оптимизма и открытости новому опыту. Апогей проявлений этого периода приходится на возраст до 25 лет. У молодёжи возникает больше возможностей для формирования независимости.

Соотнести самые разные представления о самостоятельности помогает концепция, адаптированная к российскому контексту учёными Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ Викторией Ерофеевой, Александрой Бочавер и Екатериной Цыгановой. Они рассматривают самостоятельность как независимость (способность обходиться без помощи других людей) и волевое функционирование (поведение, опирающееся на внутреннюю мотивацию человека).

Эта теоретическая рамка проверялась на материале интервью с подростками и молодёжью в возрасте от 11 до 24 лет. Она хорошо совместима с социально-демографическими данными. Так, получение образования, переезд от родителей, начало карьеры, брак — объективные маркеры взросления — относятся к проявлениям независимости. А действия с опорой на свои ценности (то есть личные решения) — к волевому функционированию.

Отделение и самоопределение

Новая концепция опирается на несколько психологических теорий. Например, сепарации-индивидуации и самодетерминации, характеризующих взросление, а также на теорию Джеффри Арнетта.

В психологической теории сепарации-индивидуации самостоятельность — это независимость от других людей, прежде всего — от родителей. Её обретение начинается в подростковом возрасте, когда появляется возможность расширить границы личной ответственности. При этом резкая сепарация (отделение) от родительской семьи — не лучший сценарий. Она может привести к девиантному поведению, отчуждению, неудачным решениям, отсутствию понимания своей идентичности и пр.

Более благоприятные условия для развития самостоятельности возникают при сохранении близких отношений с родителями. Подростки могут обратиться к ним за помощью, но при этом расширяют границы своей независимости.

В теории самодетерминации самостоятельность — это умение следовать своим ценностям и интересам, выбор с опорой на внутреннюю мотивацию, — то есть волевое функционирование. Оно усиливается по мере взросления — человек начинает лучше понимать себя, делает выбор осознанно.

Если выстраивать условную хронологию, то чаще независимость начинается в подростковом возрасте. А волевое функционирование «вызревает» в юности.

По Арнетту, основные критерии взрослости — это принятие ответственности за свою жизнь, независимые решения и финансовая самодостаточность. Российские ученые формулируют эти критерии несколько иначе — как способность «автономно и независимо действовать». Так или иначе, взросление и самостоятельность оказываются связаны в ходе поиска человеком своей идентичности, а также освоения новых социальных ролей (выпускника вуза, работника, супруга и пр.).

Виктория Ерофеева, Александра Бочавер и Екатерина Цыганова проверили, можно ли применить концепцию о независимости и волевом функционировании в России, с помощью интервью. Выборку в исследовании составили подростки 11–17 лет и становящиеся взрослые 18–24 лет (девушек и юношей поровну) из 15 мегаполисов, миллионников, крупных и малых городов городов России.

Интервью включало три блока вопросов о самостоятельности:

 субъективные представления о ней;

 мнение по поводу собственной самостоятельности;

 её проявления.

Для кодирования интервью применялся нарративный анализ. При кодировании исследователи опирались на названные теории — с фокусом на независимости и волевом функционировании. Эти два понятия стали ключевыми темами, в рамках которых на материале интервью были выделены более конкретные категории.

По каждой теме (независимость и волевое функционирование) подсчитывалось общее количество фрагментов, включающих разные категории. Полученный корпус текстовых элементов служил количественными данными, в которых частоты появления двух тем сравнивались между двумя возрастными группами.

Видение самостоятельности

Представления о самостоятельности у двух групп информантов, при всём различии их возрастных задач, оказались схожими. Для них это прежде всего независимость. 14-летний подросток рассуждает: «Быть самостоятельным — это <...> принимать решения собственные, <...> без какого-либо влияния окружающих. <...> Ты задумываешься и сам наиболее благоприятный для себя вариант выбираешь». 23-летняя участница интервью почти дословно говорит то же самое, добавляя: «Наверное, какая-то независимость от других людей».

Общие для двух групп категории, формирующие конструкт «самостоятельность» в части «независимости», — это взрослость, самостоятельные поступки и решения, забота о себе, самостоятельность в отношениях, в быту и финансах. А по теме «волевое функционирование» информантов сближают категории ответственности за свою жизнь и поступки, самостоятельного выбора и достижения целей, а также проживание собственного опыта.

Но есть и категории, появляющиеся только в одной из возрастных групп. Так, в теме «независимость» для юношей и девушек это успешность, переезд от родителей и брак, а для подростков — самостоятельное обучение.

В теме «волевое функционирование» у ребят школьного возраста фигурирует узнавание себя и формирование идентичности. А у становящихся взрослых — верность себе и определение своих ценностей.

13-летний участник интервью воспринимает самостоятельность как волевое функционирование: «Это когда ты можешь сам управлять собой, можешь ставить приоритеты, можешь сам выполнять свои задачи, которые нужны именно тебе <...>». 22-летняя информантка размышляет на ту же тему, затрагивая и независимость, и волевое функционирование: «Это <...> когда ты уже где-то самоопределился с тем, чем ты хочешь заниматься <...>. А вторым пластом <...> является <...> финансовая самостоятельность». Но есть ещё и личная жизнь: «Я сама решаю, кто входит в моё окружение <...>».

Присвоение социальных ролей в разных контекстах в связи с переходом ко взрослой жизни приводит к развитию идентичности, подчеркивают исследовательницы. Молодые люди постепенно осваивают разные среды и встраиваются в них, но, вместе с тем, стремятся сохранить собственное «я».

На пути к самодостаточности

В практиках реализации самостоятельности и у подростков, и у юношества преобладают категории темы «независимость», но у вторых этот показатель выше. По «волевому функционированию» частота категорий у становящихся взрослых — выше в два раза.

Такие результаты могут быть связаны с тем, что у ребят школьного возраста независимость (прежде всего от родителей) ещё только развивается, а у юношей и девушек спектр навыков независимости уже относительно сформирован. При этом у вторых независимость продолжает расти — на фоне усиления волевого функционирования.

11-летний мальчик описывает свою помощь по дому (проявления независимости): «Посуду мою очень часто за мамой после завтрака, иногда подметаю, мою полы, то есть такое поддержание быта. <...>». А 19-летняя девушка размышляет (в духе «независимости» и «волевого функционирования»): «Я могу решить свои проблемы <...> Могу сама устраивать себе счастье. Я в первую очередь ориентируюсь на себя <...>».

Как итог, общие для двух возрастных групп категории — самостоятельность в быту, поездках, отношениях, эмоциональная саморегуляция и забота о себе — по части «независимости». А также самостоятельный выбор и постановка целей, развитие компетентности —по части «волевого функционирования».

Исследователи обнаружили и уникальные категории для каждой из групп. Например, в теме «независимость» у подростков это учебная самостоятельность, а у молодёжи — самостоятельность в работе и в решении проблем. В «волевом функционировании» особые категории есть лишь у становящихся взрослых: следование своим интересам, опора на себя и умение себя выразить.

«Я привык быть самоучкой, я сам всегда ищу информацию», — говорит 19-летний юноша. 18-летний информант вспоминает, как в колледже осознал свои интересы и стал отличником: «В школе у меня <...> двойки были, <...> а сейчас <...> была повышенная стипендия, награждение от директора колледжа, конкурсы, приглашения. То есть я сделал громадный шаг <...>. Наверное, <...> с этим тоже связана самостоятельность, потому что я делал это только для себя».

Генезис самостоятельности

Все интервью оценивались с точки зрения частоты упоминаний по каждой теме и соотносились с событиями–маркерами взросления. В итоге исследовательницы выделили три возможных сценария развития двух типов самостоятельности:

  1. Сначала развивается независимость, а затем на этом фундаменте — волевое функционирование (у большинства подростков);
  2. Первенствует волевое функционирование, а на этой базе осваиваются навыки независимого поведения, позволяющие выполнять задачи в соответствии с собственными интересами (у становящихся взрослых, живущих с родителями);
  3. Независимость и волевое функционирование развиваются во взаимосвязи, подпитывая друг друга и позволяя достигать поставленных целей (у становящихся взрослых, переехавших в другой город, проживающих отдельно от родителей или вступивших в брак).

В целом, если у подростков лидирует независимость, то у большинства юношей и девушек две «несущие конструкции» самостоятельности развиваются равномерно.

Подростки с преобладанием независимости рассказывали о работе по дому, самостоятельных походах в школу и выполнении уроков. У них явно растёт репертуар независимости, однако действия пока ограничены выполнением определённых задач.

Школьники с паритетом независимости и волевого функционирования говорили о действиях, для которых нужны обе составляющие, — как выборе, так и посещении секций, профессиональном самоопределении и подготовке к экзаменам. 15-летняя девушка вспоминает: «Чтобы поступить в лицей, я разобрала формат эссе по английскому, немного подтянула правила по русскому и занималась математикой на дополнительных занятиях. <...> До этого я была довольна безынициативным человеком. <...> Эта ситуация побудила меня <...> быть более самостоятельной».

Юноши и девушки с равномерным развитием компонент самостоятельности упоминали отдельное проживание, переезд в другой город, создание семьи (маркеры взрослости). В высказываниях информантов оба измерения самостоятельности оказывались необходимыми для взросления. «Мне ещё нужно понять много вещей – то, что моя жизнь в моих руках, — рассуждает 18-летний юноша. — <...> По мелочи всякие дела осознавать, новое пробовать».

Молодые люди с преобладанием волевого функционирования живут с родителями и получают от них бытовую и финансовую помощь. 22-летняя участница интервью поясняет: «<...> Я буду считать себя взрослой, когда начну самостоятельно зарабатывать деньги и себя обеспечивать. Сейчас <...> мне родители помогают, но я бы хотела в ближайшее время найти работу».

Формирующееся взросление

Итак, понятие «самостоятельность» для информантов является комплексным. Его ядро — финансовая самодостаточность, бытовая независимость, принятие решений, определение своих целей, ответственность за свою жизнь, отдельное от родителей проживание.

С одной стороны, подростки и молодёжь решают похожие задачи развития — познают себя, стараются совладать с нестабильностью. С другой стороны, ребята школьного и студенческого возраста погружены в разные социальные контексты (в обучении, романтических отношениях и пр.), что, несомненно, влияет на трансформацию самостоятельности. По сути, социальная ситуация «во многом определяет статус взрослого», пишут авторы исследования.

Хотя и подростки, и становящиеся взрослые чаще говорили о независимости, репертуар самостоятельных действий у вторых гораздо шире, отмечают исследовательницы. Также у юношей и девушек явно возрастает волевое функционирование — определение ценностей и сверка своих действий с внутренними мотивами.

Эти результаты согласуются с данными других исследований: сначала подростки развивают независимость, но по мере взросления проявляют все больше волевых функций, соотнося свой опыт с ценностями и предпочтениями. Таким образом, разделение самостоятельности на две формы оказалось оправданным.

Результаты данного исследования помогут в разработке мер развития самостоятельности в разных возрастах, а также родительской компетентности в сфере отношений с детьми. Ведь для благополучной социализации молодёжи нужно создавать условия для балансирования между двумя формами самостоятельности. К слишком активному погружению во взрослую жизнь многие не готовы. В то же время, принятие на себя обязательств положительно сказывается на субъективном восприятии себя как взрослого.

В дальнейшем стоит изучить разные среды — семью, школу, вуз, место работы — с точки зрения возможностей и барьеров для развития форм самостоятельности. Имеет смысл работать с разными группами информантов, заключают исследователи.
IQ
 

Авторы исследования:
Виктория Ерофеева, стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ и департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Александра Бочавер, старший научный сотрудник, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Екатерина Цыганова, стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 22 декабря, 2023 г.