• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство в ответе за благополучие граждан

Доверие к госинститутам в постсоциалистических странах зависит от социальной политики, проводимой государством, отметил Балаш Телегди на Третьей ежегодной международной конференции «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», прошедшей в НИУ ВШЭ. Исследование «Институциональное доверие в постсоциалистических государствах – взаимоотношения государства всеобщего благосостояния и гражданской морали»

Удар по государству всеобщего благосостояния

Государство всеобщего благосостояния (welfarestate) – проект государственного устройства, подразумевающий обеспечение необходимого уровня благосостояния, по возможности, для всех граждан страны.

Признаки государства всеобщего благосостояния различаются в зависимости от  политической системы каждой отдельной страны. В качестве общих признаков можно выделить: перераспределение богатства, демократизацию, полную занятость, социальное партнерство, систему социальной защиты.

С середины 70-х годов ХХ столетия государство всеобщего благосостояния начинает утрачивать свою силу. Важной тенденцией является переход власти от социал-демократов к либеральным и консервативным силам, которые проводят идею о том, что государство экономически не в состоянии выполнить стоящие перед ним задачи. Либералы и консерваторы заявили о том, что необходимо сокращать расходы на социальные нужды и уменьшить степень вмешательства государства в экономику. Замена государства всеобщего благосостояния свободной конкуренцией и рынком для обеспечения благосостояния – еще один тезис, распространяемый новой властью.

В XXI столетии практически все страны мира оказались вовлечены в активный процесс социально-экономической трансформации и модернизации. Развитые страны уже вступили в постиндустриальную фазу развития. Постсоциалистические государства занялись модернизацией и созданием конкурентной рыночной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности. Повышение жизненного уровня населения и его социальная защищенность также входят в список приоритетов властей в этих странах.

Страны Восточной Европы, Китай и Россия проделали сложный путь системных общественных и экономических преобразований. Государства Восточной Европы оказались в более выигрышном положении, поскольку в них сохранились элементы рыночных отношений.

Для России переход к рынку был более длительным и тяжелым. На протяжении 70 лет господствовала социалистическая система, в которой отсутствовали рыночные институты и законы, основную роль играло централизованное планирование. Более десяти лет в стране шел процесс экономических преобразований, но до сих пор не определена целевая модель рыночного хозяйства. Недостаточно внимания уделяется повышению уровня и качества жизни населения, созданию социальных гарантий и социальной защите, а также инвестициям в человеческий капитал.

Таким образом, переход от социалистической системы к рынку означает нечто большее, чем просто либерализацию и приватизацию. Он включает в себя сложные структурные и правовые реформы, а также социальные и политические изменения.

В постсоциалистических странах наблюдается утрата доверия как к целям государства всеобщего благосостояния (предотвращению бедности, сохранению гарантий социальной безопасности, обеспечению общественного здравоохранения, образования и иных социальных благ), так и к средствам, используемым для их достижения (бюрократическому управлению). Эти средства воспринимаются как попытка правящих групп укрепить свое положение.

Государство всеобщего благосостояния утрачивает моральное право называться прогрессивным социально-политическим проектом, так как оно не решает тех проблем, ради которых создавалось: борьбы с безработицей, предоставления социальных благ и гарантий и т.п. Растет разрыв между наиболее бедными и наиболее богатыми членами общества, не происходит роста благосостояния всех граждан.

Коррупция и безнравственность ломают государство

Для того чтобы государство всеобщего благосостояния продолжило свое существование необходимо два условия: отсутствие коррупции чиновников и высокая нравственность граждан. Однако в постсоциалистических государствах коррупция приобретает даже большие размеры, чем при социалистическом строе. В результате падает доверие граждан к институтам государства. С другой стороны, непрозрачность перераспределения общественного богатства приводит к тому, что большое число людей пытается избежать налогообложения, получая незаслуженные выгоды.

В своей работе сотрудник Венгерского университета Трансильвании «Сапиента» и Бухарестского университета (Румыния) Балаш Телегди исследует доверие общества к институтам государства и связь институционального доверия и государства всеобщего благосостояния.

Исследование проводилось по данным Европейского исследования ценностей за 2008 год. Для анализа были выбраны 23 постсоциалистических государства Восточной Европы: Албания, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Восточная Германия, Венгрия, Косово и Метохия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Украина.

С помощью многоуровневого регрессионного факторного анализа автор исследовал степень доверия граждан к образовательным, медицинским и социальным учреждениям государства; полиции, органам безопасности, суду и чиновникам; международным организациям – НАТО, ООН, ЕС; политическим институтам (партиям, парламенту); прессе и профсоюзам; традиционным институтам – церкви и вооруженным силам.

Респонденты различались по возрасту, полу, уровню образования, размеру доходов, политическим взглядам, религиозности и ценностным ориентациям. Им предлагалось выразить свое отношение к государству всеобщего благосостояния при помощи оценки утверждений:

  • Люди должны брать на себя больше ответственности за обеспечение себя.
  • Государство должно взять на себя больше ответственности для обеспечения всех граждан.

Степень соответствия ответа данному утверждению нужно было выразить при помощи 10-балльной шкалы, где «1» соответствует большей ответственности человека, «10» – государства.

По такой же шкале была рассмотрена нравственная позиция граждан по отношению к государству. «1» означало, что граждане могли вообще не исполнять предписания государства, с чистой совестью уклоняться от налогов, получая для себя материальную выгоду, а «10» – всегда выполнять государственные законы и установки.

Меньше доверия – меньше налогов

В результате проведенного исследования выяснилось, что уровень доверия к институтам государства всеобщего благосостояния влияет на отношение к ним. В бывших социалистических странах люди убеждены, что государство должно нести ответственность за их обеспечение. Но сегодня государство всеобщего благосостояния снимает с себя выполнение этой задачи, что приводит к уменьшению доверия к  государству и к его институтам. Балаш Телегди делает вывод: граждане, которые в большей степени полагаются на государство всеобщего благосостояния, имеют более высокие ожидания на основе их опыта взаимодействия с госинститутами при социализме.

Недостаток доверия к государственным институтам вообще и к перераспределительной системе в частности, порождает стремление к уклонению от уплаты налогов и других соцобязательств. При этом успешное уклонение от обязательств служит подтверждением слабой работы госинститутов. Люди начинают  самостоятельно устанавливать нормы, и доверие к госинститутам снижается еще больше.

См. также:

Штрафы и доверие к государству стимулируют людей платить налоги
Убеждения людей влияют на экономику региона
При высоком неравенстве перераспределение неэффективно
Налогоплательщики глазами психолога
Страна недоверия
От недоверия к госконтролю
Доверие в экономике и общественной жизни
ЦМИ Сбербанка, Центр Левады. Потребительское поведение через призму доверия и ответственности.

Полный текст презентации «Институциональное доверие в постсоциалистических государствах – взаимоотношения государства всеобщего благосостояния и гражданской морали»

 

5 декабря, 2013 г.