• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные предприятия меняют повседневность

Среди социальных предприятий наиболее успешны социально-культурные, которые меняют повседневную жизнь к лучшему, сплачивают местное сообщество и ориентируются на интересы каждого слоя потребителей отдельно, выяснил доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Иван Климов и его коллеги из Института социологии РАН Светлана Климова и Ирина Щербакова. Ученые изучили жизнь социальных предприятий и предложили их типологию.

Социальное предпринимательство в России относительно молодо, и его концепт еще не выкристаллизовался до конца. Существенный вклад в его осмысление внесло исследование доцента кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ивана Климова, ведущего научного сотрудника ИС РАН Светланы Климовой и научного сотрудника этого института Ирины Щербаковой. На материале пятнадцати кейсов из разных регионов России эксперты изучили анатомию социального предпринимательства и выделили его структурообразующие черты.

Социальное предприятие не просто работает в социальной сфере и обеспечивает рабочие места низкоресурсным группам. Это необходимые, но недостаточные критерии, подчеркнули ученые. Главное свойство таких предприятий – приносимое ими общественное благо. Социальный предприниматель становится новатором и своего рода культуртрегером, подчеркнули ученые. Он создает новые правила жизни социума (по меньшей мере, местного) и новые практики (меняет стиль жизни), преобразует среду к лучшему. В отличие от разовых благотворительных проектов, социальные предприятия ведут регулярную деятельность. Наконец, особую жизнестойкость социальным предприятиям придает умение создавать социальную сеть вокруг предприятия – сообщество партнеров, стейкхолдеров, да и просто местных жителей, отметили исследователи.

Проект опирается на интервью с руководителями социальных предприятий (в подмосковных Коломне и Химках, Нижнем Новгороде, Казани, Калининграде, Волгодонске, Юго-Камске в Пермском крае и пр.). По три предприятия занимаются образованием (школы, центры развития) и производством (картонно-переплетная фабрика, создание автоматики для хранения зерна, производство имбирных пряников). Пять предприятий связаны со спортом и досугом (хостел, тренажерный зал, центр развития познавательного туризма и пр.). По одному предприятию работают в сфере социальной помощи (медицинский центр, торговля, производство инвалидных колясок). Организации дают работу инвалидам, молодежи без опыта работы, местным жителям.

Итоги исследования были опубликованы в статье «Сообщества социальных предприятий» в Вестнике Института социологии, 2015 год, №13.

Дело не в прибыли

Социальные предприятия производят особый продукт – общественное благо. Из этого проистекают остальные его особенности. Социальное предпринимательство сложно назвать бизнесом, если считать главной целью последнего получение прибыли.

Социальное предприятие распоряжается доходами особым образом: часть их идет на развитие проекта, часть распределяется внутри сети участников и еще часть «конвертируется» в социальную работу. Это не исключает грантов (от государства, спонсоров), но эти деньги не могут быть единственным источником дохода предприятия. Возможно получение средств от аффилированной коммерческой организации (тогда она фактически содержит социально ориентированную).  

Однако смыслообразующая особенность социального предприятия – решение социальных проблем на регулярной основе. Это, с одной стороны, развитие предприятия с опорой на человеческий творческий потенциал (часть организаций при этом подбирает функции под возможности персонала), а с другой стороны – создание в сообществе новой ценностной и коммуникативной среды. По сути, это «тиражирование новых форм общежития». Такие проекты являются социально-культурными с точки зрения бизнес-стратегии и культуртрегерской направленности.

Социальное предпринимательство формирует сеть социальных контактов. Это сообщество, в котором контакты с центром сети дополняются горизонтальными связями. «При этом контакты не односторонние, а сетевые, то есть сама сеть мультиплицирует распространение благ», – уточняют исследователи. В сеть входят поставщики сырья, получатели продукта, дочерние структуры, партнеры, волонтеры. Предполагается, что внутри сетей действуют отношения доверия и взаимопомощи.

Большинство предприятий – малые, число занятых – от одного до 150 человек. Но если учесть всех, кто включен в социальную сеть предприятия (партнеров, добровольцев), то это число может быть втрое выше.

Сложные предприятия, требующие для реализации немало финансовых и креативных усилий, часто подразумевают альянсы бизнес-организаций и НКО. Такие альянсы создаются тогда, когда выполнение социальной миссии требует особой профессионализации и финансовой поддержки со стороны государства или благотворителей.

Для типологии социальных проектов выбраны два основания. Первое касается целевой аудитории: это могут быть широкие круги потребителей или конкретные социальные группы. Второе основание – ориентация бизнес-стратегии на производственную моноцель или диверсифицированные цели, когда продукт идет в комплекте с социально-культурной программой.

Ориентация на «своего» потребителя

Исследователи выделили пять типов социальных предприятий.

Первый тип производства ориентирован на моноцель и широкие слои потребителей – это производство пряников или картонных папок, например. Концепция социальности построена на предоставлении рабочих мест социально уязвимым людям.

Второй тип таких фирм предполагает ориентацию на моноцель и специализированные слои потребителей. Это магазин подержанных вещей, тренажерный зал, медцентр – они рассчитаны на бедных людей и неблагополучных подростков. У каждой организации есть новаторские идеи. Так, негосударственный медцентр принимает полисы ОМС и предоставляет услуги по срочной медицинской помощи, тиражирует управленческие решения. И инновация становится принятой практикой.

Третий тип построен по формуле «диверсифицированные цели для определенных слоев потребителей». В этой группе – организация по техобслуживанию инвалидных колясок, реализующая проекты для инвалидов. Девиз предприятия – помочь людям с ограниченными возможностями вести активную жизнь.

Четвертый тип предприятий выбирает диверсифицированные цели для всех слоев потребителей (восемь из 15 кейсов). Здесь выделены три группы:

  • бизнес автономен и служит донором для социальных проектов (предприятие, занимающееся монтажом оборудования для использования солнечной энергии, содержит школу для одаренных детей и сеть домов престарелых);
  • бизнес предметно связан с основой социального проекта (негосударственный лицей, сотрудничающий с учеными и вузами; конно-спортивный клуб с занятиями для больных детей);
  • бизнес и социальный проект предметно не связаны, но дополняют друг друга и так дают синергетический эффект (центр развития познавательного туризма в подмосковном городке, включающий музей, инфраструктуру и культурную программу – праздники, чаепития).

Показателен этот последний кейс. HR-политика в нем предполагает, что рабочее место предоставляется прежде всего безработным жителям округи. Это укрепляет местное сообщество, обеспечивает благополучие района, вселяет людям веру в собственные силы, комментируют исследователи.

Персонал мотивируют доверие и поддержка

Продвинутые руководители социальных предприятий задумываются о мотивации сотрудников как пути повышения КПД организации. Применяются, например, персонифицированные инвестиции в персонал (повышение квалификации, например). Руководитель медцентра ведет следующую политику: хорошему сотруднику фирма создает все условия для реализации его ожиданий. Тогда исчезает необходимость контроля деятельности сотрудника, считает респондент. Такая HR-технология – тоже социальное новаторство, она не совпадает с западными аналогами и патерналистскими моделями советских времен.

Многие социальные предприятия имеют широкую сеть контактеров. Их набор определяется стратегией и миссией. Хозяин конно-спортивного клуба, например, работает со школами, предприятиями, общественными организациям. Так клуб приобрел известность среди населения.

С местными властями респонденты стараются поддерживать хорошие отношения. Среди выгод таких отношений – благоприятный режим аренды помещений, налоговые льготы. Для властей это – привлекательность поселения как места жизни и репутационные дивиденды.

У центра культурно-познавательного туризма наибольшая социальная сеть, объединенная идеологией «общего дела»», пишут авторы статьи. Фактически складывается «новая жизнь старого города». В итоге выигрывают и горожане, и предприятие, и туристы.

В целом наиболее успешны социально-культурные проекты с диверсифицированными целями, адресованные широкой аудитории. Залогом эффективности социального предприятия также служит умение его лидера создать социальную сеть вокруг предприятия. Это помогает концентрировать финансовые, интеллектуальные, технологические и творческие ресурсы и выстоять в конкуренции с сильными игроками.

См. также:

Алгоритмы социального бизнеса не всегда ясны его участникам 
Социальная активность приносит бизнесу привилегии
Россияне предпочитают помогать нуждающимся без посредников
В социальном бизнесе Россия ближе к США, чем к Европе

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 9 марта, 2016 г.