• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология напоминает обществу о ценностях

Социология способна стать тем научным и общественным мировоззрением, которое консолидирует разные социальные силы современной России. Она может и должна вносить существенный вклад в коллективное сознание, цементирующее общество, отметил в своей новой книге «Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты» профессор кафедры общей социологии НИУ ВШЭ Александр Гофман. Это издание – настоящий бальзам на душу для отечественных социологов, которые празднуют свой профессиональный праздник 14 ноября.

Книга стала и «биографией» социологии как науки, и прогнозом ее развития, и размышлением на непростые темы, которые вызывают в обществе горячие дискуссии (гражданственность и ее антипод «державность»; социальное единство и его противовес – недоверие друг к другу в обществе; социальные мифы и верования versus наука и рационализм).

Александр Гофман, несомненно, знает о социологии все, вплоть до приватных подробностей ее «биографии»: например, как «подружились» социология российская и французская, как в письмах социологов друг к другу рождались научные истины, наконец, какую роль мода играет в обществе (последний сюжет подробно рассмотрен в многократно переизданной книге Александра Гофмана «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения»). И все же центральный сюжет книги «Традиция, солидарность и социологическая теория…» – это колоссальные творческие возможности социологии, которая (если, конечно, ставить перед наукой самые смелые задачи) поможет российскому обществу в поисках решения самых разных проблем, в том числе проблемы консолидации.

Социология содействует солидарности

Биография социологии непроста – в XX веке она зачастую оказывалась «падчерицей» идеологии. В советское время за социологией «пряталась» политическая промывка мозгов – на фоне сакрализации власти и патерналистских настроений в обществе. Да и в постсоветские времена социология тоже нередко трактовалась утилитарно, в качестве «орудия манипулирования сознанием людей в интересах… элиты». При этом в массовом сознании социология часто сводилась и сводится к разнокалиберным опросам и рейтингам. Сейчас социология проходит этап «реабилитации» в общественном сознании и доказывает свою самодостаточность. Сохраняя за собой автономию и ценность научного знания, она «может и должна стать идеологией, объединяющей разнообразные социальные силы и тенденции современной России», убежден Гофман.

Социология позволяет осознать ключевые ценности

Книга дает пищу для множества размышлений. Из каждого ее афоризма может вырасти самостоятельный сюжет. Чего стоит, например, точнейшее замечание исследователя: «Национальная идея в России состоит как раз в неустанных поисках такой идеи».

И уж в этих поисках социология точно может помочь – выявить и напомнить обществу о тех общих ценностях, которые, пусть и не всегда отчетливо им осознаются, но, несомненно, живут в нем. Среди этих социокультурных ценностей – и язык, и события истории, и российские гении (от научных до литературных), и национальные традиции, и праздники. Эти не всегда осознаваемые, воспринимаемые как «естественные», «сами собой разумеющиеся» культурные образцы (в терминологии Дюркгейма – «коллективное сознание»), могут помочь сглаживать противоречия в обществе, приходить к согласию. Без этого социокультурного «воздуха» (невидимого, но животворного) невозможно «ни воспроизводство социальных систем… ни эффективное функционирование государственных институтов, короче, невозможна нормальная жизнь общества», уверен Гофман.

Социология учит людей уважать друг друга

Особый предмет для размышлений – «гражданская религия» (термин изобретен Руссо в трактате «Об общественном договоре»), догматами которой становятся «правила общежития», соблюдаемые всеми членами общества. Она позволяет преодолеть социальные, конфессиональные, этнические различия, содействует единству в многообразии. По сути, гражданская религия служит мощным лекарством от синдрома «единственно верных учений», будь то политика, религия или образ мыслей отдельных индивидов и групп.

Логично, что одним из столпов «гражданской религии» становится диктатура закона, жизнь всех и каждого «внутри закона», а не вне его. Однако право не будет действовать без опоры на нравственные нормы и ценности, подчеркивает эксперт. Эти ценности могут быть специфичны для России или нет, но они должны «культивироваться в масштабах общества», пишет Гофман. «Учитывая часто констатируемое аномическое состояние российского общества, сегодня это требует особых усилий и, если угодно, коллективной воли», – отметил исследователь.

Социология должна, с одной стороны, «приблизить идеал к действительности, очистив его от множества фантазмов; с другой – наоборот, наполнить реальность подлинно священными ценностями, привить людям уважение к другим, к обществу и его институтам», заключает Гофман.

См. также:

Демография смотрит в зеркало антиутопии
Экономике поможет культура 
Волонтеры чувствуют себя счастливыми и больше доверяют людям

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 12 ноября, 2015 г.