• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мигранты доверяют опыту

Личный опыт оказывается решающим фактором при определении направления трудовой миграции. Знание языка, местных законов, наличие связей оказываются для мигранта более важными факторами, чем текущая экономическая ситуация в выбранном регионе, выяснила в ходе исследования младший научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Евгения Чернина.

Изучая выбор направления трудовой миграции, ученые-экономисты, как правило, рассматривают два фактора: экономическое положение принимающих регионов и концентрацию в них мигрантов. Но в случае повторяющихся поездок важным фактором становится личный миграционный опыт, он серьезно влияет на выбор и снижает действие экономических факторов.

Евгения Чернина в ходе исследования «Выбор направления миграции: роль прошлого опыта» попыталась определить, как опыт предыдущих поездок влияет на выбор направления миграции в будущем. Она выясняла, насколько сильна зависимость от прошлого опыта и сохраняется ли влияние экономических факторов после учета предшествующего выбора.

Экономика переводов

Эксперт НИУ ВШЭ рассматривала миграционные потоки из Таджикистана в Россию в период с 2007 по 2009 годы. Тогда экономическая ситуация была схода с нынешней (был период кризиса и замедления экономического роста). Полученные результаты могут быть использованы для определения миграционной политики, полагает она.

Пример Таджикистана также выбран не случайно – в рассматриваемый период на выходцев из этой страны приходилось до 16% всей трудовой миграции в РФ (второе место среди отправляющих стран). Сам Таджикистан был крайне зависим от денежных переводов мигрантов. Он занимал первое место в мире по доле переводов в ВВП: в 2007 году этот показатель достигал 45%, в 2008 году - 49%, а в 2009 году - 35%.

Как правило, таджикские мигранты – это молодые мужчины из крупных сельских домохозяйств. В России они занимались низкоквалифицированной работой в строительстве и других отраслях.

Чаще всего миграция имела временный характер. Так, в 2007 году средняя продолжительность поездки вернувшихся мигрантов составляла двенадцать месяцев. География поездок включала крупные города России, при этом до 60% потока направлялось в Москву. Во время кризиса 2008-2009 годов объем квот на иностранную рабочую силу снизился почти в два раза, однако число мигрантов, получивших разрешение на работу, по итогам 2009 года уменьшилось лишь на 8%.

Связи как преимущество

Эмпирическая база работы – обследование уровня жизни в Таджикистане (Tajik Living Standards Survey – TLSS), которое проводилось Государственным комитетом статистики Республики Таджикистан при участии Всемирного банка (World Bank) и ЮНИСЕФ (UNICEF) в 2007 и 2009 годах.

В 2007 году было опрошено 4,5 тысяч домохозяйств и 32 тысячи индивидов. В 2009 году выборка включала 1503 домохозяйства и семь тысяч индивидов. Анкета включала вопросы, связанные с миграционным поведением (в том числе среднемесячный доход мигранта за границей, страна и город миграции), образованием, здоровьем, участием в рынке труда, расходами и доходами членов домохозяйств. Опрос проводился в месяцы, когда сезонные мигранты начинают возвращаться домой, поэтому на вопросы отвечали сами мигранты, если они вернулись из поездки, а об отсутствующих мигрантах рассказывает глава домохозяйства.

Данные опросов были совмещены с макроэкономической статистикой регионов за 2008 и 2009 годы, представленной Росстатом. Была проанализирована информация о средней зарплате, уровне безработицы, валовом региональном продукте, размере населения региона и количестве жителей таджикской национальности. Данные о миграционных квотах были взяты из приказов Минздравсоцразвития РФ.

Для удобства анализа, автор разделила приезжих на две категории:

  • «находящиеся в России мигранты» (migrant stock), т.е. те, кто уже были в стране в год исследования;
  • «поток мигрантов» (migrant flow) – это те, кто въехал в страну в год исследования.

Также были выделены «новые» мигранты – те, кто приехали в Россию впервые, и повторные – выходцы из домохозяйств с опытом миграции в 2007 году. Повторные мигранты ожидаемо лучше знали русский язык, имели более высокие доходы, занимали лучшие рабочие места и чаще имели легальный статус, несмотря на сходный с новыми мигрантами пол, возраст и несколько более низкий уровень образования.

Как отметила Чернина, для повторных мигрантов экономическая ситуация в регионе перестала влиять на географию размещения. Эти мигранты в прошлом уже знали язык, местные законы, обычаи и хотели воспользоваться этими преимуществами. Кроме того, они имели нужные знакомства и связи с соотечественниками и с местным населением. «Инвестиции такого рода связаны с конкретным местом пребывания и не могут быть перенесены, поэтому создают издержки изменения направления последующих поездок», - пояснила Чернина.

Комфорт важнее дохода

Теоретическое обоснование исследования выглядит так: принимая решение, куда отправиться, будущий мигрант сравнивает предполагаемые выгоды и издержки от альтернативных направлений, и выбирает то, которое принесет наибольший выигрыш. Выгоды – это ожидаемый доход мигранта. Издержки – цена билета, стоимость жилья, затраты на получение разрешения на работу и т.д.

Для мигранта вероятность найти работу в известном городе может быть выше, а издержки ниже за счет уже имеющейся информации и связей. Если мигрант принимает решение, уже находясь в принимающей стране (например, у него закончился контракт), то из издержек, связанных с местом, где он находится сейчас, можно вычесть транспортные расходы.

Автор предполагает, что влияние экономических характеристик принимающих регионов будет ослабевать. Кроме того, это влияние на мигрантов, уже находящихся в принимающей стране, будет ниже, чем на въезжающих мигрантов.

Результаты эмпирического исследования (метод условной логистической регрессии) подтвердили, что опыт миграции действительно снижает чувствительность к экономическим характеристикам принимающих регионов. Для повторных мигрантов, находящихся в принимающей стране, учет прошлого выбора делает незначимым влияние экономических факторов, а для въехавших в страну повторных мигрантов снижает его.

Эти результаты говорят о существовании инерции в выборе мигрантами направлений поездок. Прошлые направления миграции, выбранные благодаря высоким доходам (как Москва) и возможностям трудоустройства (регионы вне Москвы), в значительной степени определяют последующие маршруты мигрантов. Однако географическое распределение мигрантов будет меняться со временем за счет потока новых мигрантов, высокочувствительных к экономическим характеристикам принимающих регионов.

См. также:

Приток мигрантов из Центральной Азии в Россию будет расти
Дети мигрантов забывают родину и язык 
Таджикские трудовые мигранты в России: экономический анализ

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 10 ноября, 2015 г.