• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преодоление трудностей зависит от целей их создания

Трудности, возникающие в жизни человека, могут быть конструктивными и содействовать его развитию, а могут быть деструктивными - наносить ему ущерб. Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков рассказал о созидательном и разрушительном потенциале трудностей, их смысле и моральной нагрузке в докладе, прозвучавшем на международной конференции в Высшей школе экономики.

Большинство психологических исследований посвящены тому, как именно люди преодолевают трудности. Однако при этом остается в стороне не менее важный вопрос – смысла трудностей и целей их формирования. Между тем, для решения сложных проблем необходимо знать, зачем они созданы.

Ясно, что часть трудностей имеют «рукотворный», искусственный характер. Это барьеры, воздвигнутые другими людьми. Создание таких препятствий можно было бы пресечь, сделать против них «блокировку», отметил Александр Поддьяков в докладе «Создание трудностей в контексте заботы о себе и о другом», который был представлен на Международной научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность» в НИУ ВШЭ. Элементарный пример устранения искусственных препятствий – исправление некорректных формулировок заданий в экзаменационных тестах. Такие трудности поправимы.

Более сложный случай представляют собой ситуации, когда для одной группы людей создаются трудности с целью заботы или защиты другой группы людей. Такие ситуации могут быть крайне опасными. Так, например, человек, пытающийся защитить другого человека, ставшего жертвой нападения, может нанести агрессору смертельный удар. Или, например, террористы-смертники, которые, как им кажется, отстаивают интересы своего сообщества, в итоге приносят в жертву и себя, и множество безвинных людей. Однако это наиболее вопиющие случаи создания трудностей для других людей. Бывают и конструктивные препятствия, которые в конечном счете идут человеку на пользу. 

Так, задания повышенной сложности для школьников помогают их развитию (речь идет о посильных упражнениях, которые укрепляют мотивацию к учебе и не снижают самооценку).

Тесты для людей, поступающих на языковые курсы или в определенное учебное заведение, помогают определить уровень их знаний и, соответственно, выработать наилучшую стратегию обучения. Эти трудности исследователь называет диагностическими.

Медицина также использует этот вид трудностей – например, при «нагрузочных пробах». Так, в кардиологии для пациентов повышают физическую нагрузку, применяя велотренажер, с тем, чтобы оценить динамику состояния их сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, цели создания трудностей – вопрос номер один. От него зависит отношение к трудностям и способы совладания с ними. На этом сюжете и сфокусировал внимание Александр Поддьяков, предложив свою «анатомию» трудностей (подробнее об этом см. его книгу «Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей». М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014).

Создание «хороших» трудностей требует больших усилий

Эксперт выделил четыре типа трудностей:

  • деструктивные (1);
  • конструктивные (2);
  • исследовательские, или диагностические (3);
  • игровые трудности (4).

Первый тип трудностей создан для нанесения ущерба тому, для кого они разрабатываются. Второй тип, напротив, направлен на развитие «испытуемых». Третий тип трудностей помогает узнать, как человек решает разного рода задачи. Четвертый тип предполагает интеллектуальные и спортивные состязания, квесты, конкурсы, телеигры типа «Что? Где? Когда?» и пр.

В основе представлений и о деструктивных, и о конструктивных трудностях лежат представления об изменяемости субъекта, который столкнулся с ними. Но в случае деструктивных трудностей речь идет о «проще вызываемых негативных изменениях – деградации, разрушении», пояснил Александр Поддьяков. В случае создания конструктивных трудностей речь идет об инициации «позитивных изменений, связанных с прогрессивным усложнением, улучшением». «Это наиболее сложная созидательная деятельность, требующая намного больше энергии – физической, интеллектуальной, духовной», – подчеркнул исследователь.

Трудности как вызов самому себе

Поддьяков рассмотрел создание трудностей для себя как вариант заботы о себе. Это может быть, например, работа над собственным «автопроектом»: человек сам дает себе задания с целью самосовершенствования (развития воли, нравственности и пр.). Такие трудности явно конструктивны.

Формирование трудностей для себя может также быть способом самопознания, исследования своих возможностей. Например, дети подтягиваются на турнике, чтобы оценить свою силу и выносливость. Это самоиспытание полезно, даже если оно на начальном этапе несколько снижает самооценку: человек лучше понимает, что еще предстоит сделать.

Люди создают себе и деструктивные трудности. Например, ведут нездоровый образ жизни, употребляют наркотики. По сути, это аутоагрессия – жесткая, хотя и не смертельная (о суицидах речь не идет). 

Трудности для других могут объясняться конкуренцией или заботой

Формирование трудностей для других может иметь целью заботу о себе. В основе его в этом случае лежат эгоистические мотивы. Если конкуренту становится сложнее, тебе становится легче, – понимание этого входит в стратегии макиавеллизма (термин произошел от названия трактата «Государь» итальянского философа и политика времен Ренессанса Никколо Макиавелли). Такие препятствия для «испытуемого», скорее, деструктивны (хотя у них бывает и иной исход: например, человек рассчитывает «потопить» конкурента, а тот в конечном счете получает преимущества).

Создание трудностей для других может быть и формой заботы о них, то есть иметь конструктивный характер. Таковы, например, сложные обучающие задания для детей, занятия в кружках, развивающие определенные умения. В этом случае трудности «мобилизуют» способности.

И, наконец, диагностические трудности позволяют оказать человеку помощь – в образовании, здравоохранении и пр. Так, тесты и контрольные помогают оценить знания учащегося, определить состояние организма больного. Например, отслеживая динамику состояния пациента с подозрением на диабет после приема им нагрузочной пробы (раствора сахара), врачи в конечном счете выстраивают стратегию того, как ему помочь.

Трудности, которые убивают

Существуют и неоднозначные случаи: создание трудностей одним людям с целью заботы о других людях. В этом случае речь идет об альтернативном альтруизме (или альтер-альтруизме), когда человеком движет неэгоистическая установка помочь кому-то, но реализуется она путем ущемления интересов других людей, отметил Поддьяков.

Самый сложный для окружающих случай здесь – парохиальный альтруизм, предполагающий защиту исключительно «своих» и сочетающийся с готовностью проявить агрессию к «чужим» (так, террористические акты подаются их идеологами и исполнителями как защита от «чужих»).

Логика концепции «меньшего зла» спорна

Бывает и альтер-альтруизм, сопряженный с вынужденной дифференциацией «своих», обычно в обстоятельствах крайней ограниченности ресурсов. Так, возможны случаи, когда деньги, отложенные на образование одного члена семьи, передаются другим членам семьи, нуждающимся в лечении. Или когда во время голода мать, которая и сама отказывает себе в еде, отдает весь паек одному из двух детей, потому что считает, что спастись может только один человек.

Похожая логика может действовать при спасении раненых во время катастроф. Определенной части раненых, которых медики, по идее, в других обстоятельствах могли бы спасти, дают лишь паллиативные средства (обезболивающие) и сосредотачиваются на спасении людей, которые ранены более легко. Здесь реализуется принцип «меньшего зла», который не слишком вписывается в классические представления о нравственности.

Эти нравственные вопросы «рифмуются» с дилеммой в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, когда Иван Карамазов постулирует, что «высшая гармония» «не стоит слезинки хотя бы одного только… замученного ребенка». По сути, Достоевский опровергает концепцию «меньшего зла». Но в конкретной ситуации спасатель может не видеть другого выхода спасения людей.

Если возникает ситуация морального выбора, связанного с «наибольшими» и «наименьшими» потерями, то нужно искать «мудрое решение». Определяя его суть, эксперт процитировал афоризм классика современной русской литературы Фазиля Искандера: «Мудрое – не может быть безнравственным; мудрость – это ум, настоянный на совести». 

Риски намеренного создания трудностей

Одни из наиболее сильных рисков искусственного формирования трудностей – возможности манипулирования альтер-альтруизмом, парохиальным альтруизмом, отмечает Поддьяков.

Кроме того, существует риски, что эффекты от создания трудностей не просчитаны или же просчитаны неправильно. Например, если «перегнуть палку» с заданиями повышенной сложности, у ребенка может слишком снизиться самооценка и/или произойдет демотивация к обучению. А чрезмерно жесткие испытания собственной физической силы могут создать риски для здоровья.

Исследователь также рассказал и о практике создания «метатрудностей» – контрдействий против трудностей, когда можно нейтрализовать чьи-то негативные намерения, предотвратить реализацию «рукотворного» негативного сценария (либо же в ответ на удар наносится контрудар).

Картина трудностей демонстрирует картину нравов

В целом, разные человеческие сообщества или культуры «в разной степени стремятся к развитию деятельности по созданию трудностей», подчеркнул Поддьяков. Общее соотношение конструктивных, деструктивных и диагностирующих трудностей, намеренно создаваемых людьми в том или ином обществе друг для друга, а также интеллектуальная рефлексия и нравственная оценка намеренно создаваемых трудностей оказываются визитной карточкой этого общества, убежден исследователь. Во всяком случае, по ней можно судить о моральном состоянии данного социума.

См. также:

Социальная работа в приходах становится профессией
Подростки выстраивают границы между личным и публичным
Фобия болезней ведет к синдрому Анджелины Джоли 
Моральные нормы теряют устойчивость

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 14 октября, 2015 г.