• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Транснациональные компании заинтересованы в нелегальной торговле

Ежегодно десятки тысяч нелегальных торговцев, так называемых трансмигрантов, с Ближнего Востока и Африки, минуя таможню, ввозят в страны ЕС электронику и одежду на миллиарды долларов. Этот бизнес тесно связан с международным криминалом, однако мультинациональные корпорации из Юго-Восточной Азии заинтересованы в его существовании, ведь «странствующие торговцы» позволяют им увеличить продажи за счет бедняков, рассказала Ламия Миссауи в докладе, представленном в НИУ ВШЭ.

Феномен бедных продавцов-трансмигрантов наблюдается на всех континентах. В основном они торгуют дешевыми товарами, произведенными в странах Юго-Восточной Азии. Покупатели – это жители самых бедных стран, а также бедное население богатых стран, например выходцы с Ближнего Востока и Африки, осевшие в ЕС. Оборот рынка такой торговли составляет миллиарды долларов.

Сотрудница Университета Версаля Сен-Квентин-ан-Ивлин Ламия Миссауи в докладе «Трансмигранты: проводники рыночного капитализма» назвала их деятельность «глобализацией снизу». Она идет параллельно с «классической глобализацией» крупных компаний и финансовых структур. По ее данным, ежегодно во Францию въезжает около 200 тысяч таких мигрантов, в масштабе всей Европы цифра достигает 600 тысяч. Торгуя, они стремятся уклониться от таможенных сборов, не декларировать свой товар, перевозить его в грузовиках и контейнерах, чтобы продать дешевле, говорит эксперт.

Попавшие в сети

Ламия Миссауи выделила четыре типа сетей трансмигрантской торговли.

Первая сеть охватывает Восточное Средиземноморье, а основным действующим агентом являются выходцы из Афганистана. Ежегодно около 60 тысяч афганских трансмигрантов приезжают в турецкие порты Средиземноморья, ввозя электронику, произведенную в Юго-Восточной Азии, и купленную без каких-либо пошлин в Дубае. Далее через Болгарию торговцы направляются в страны Восточной Европы, где продают технику вдвое дешевле средней рыночной цены. После кризиса 2008 года, когда европейские банки ужесточили правила выдачи кредитов, трансмигранты стали обращаться за ссудами к торговцам наркотиками, которые таким образом отмывают деньги.

Вторая сеть охватывает Западное Средиземноморье. Агентами выступают выходцы из Магриба. Здесь чрезвычайно нетерпимо относятся к обороту незаконных товаров, а торговцы, уличенные в контрабанде наркотиков, немедленно выгоняются из сети.

Эти две сети, по словам Ламии Миссауи, породили еще две.

Участники одной из них – это так называемые «египетские доктора», то есть врачи, получившие образование в Сирии, Иране или Болгарии. Это примерно 1,5-3 тысячи человек, которые путешествуют с трансмигрантами, оказывая им медицинские услуги. Часть из них стремится осесть в странах Европы и работать в мигрантской среде.

Четвертая сеть непосредственно связана с первыми тремя. Это сеть поставки женщин для занятий проституцией из Восточного Средиземноморья, с Балкан, Кавказа, Украины, Молдавии, Марокко, Туниса. Большинство из них приобщается к кокаину и помимо проституции занимается распространением наркотиков.

У корпораций свой интерес

Масштабный подпольный бизнес был бы невозможен без коррупции, признает Миссауи. Коммерсанты подкупают таможенников, полицейских и чиновников. При этом есть «деликатный момент» – трансмигранты действуют как агенты компаний, чьи товары они продают, что «делает коррупцию системной», отметила автор исследования.Источником этого утверждения являются интервью с представителями мультинациональных корпораций, – пояснила она. – Это был самый тяжкий этап работы. Представители этих фирм говорят, что было бы глупо не воспользоваться трансмигрантской торговлей, и что это было одним из их важнейших открытий».

Интерес корпораций понятен: бедняки по всему миру – это огромный потенциальный рынок сбыта, но чтобы работа на нем стала рентабельной, нужно избавиться от всевозможных наценок, таможенных пошлин, налогов, расходов на складирование товаров, их перепродажу, на страховки и экспертные заключения. Иначе говоря, от всего того, что составляет легальные каналы продаж. «Пошлины приводят к тому, что машина стоит в четыре-пять раз дороже, чем была, когда сошла с заводского конвейера, а многие электронные устройства становятся недоступными для потребителя», – пояснила логику производителей Миссауи.

Феномен трансмиграции размывает все границы – национальные, социальные, локальные, отметила исследователь. Одновременно трансмигранты размывают идентичности, связи конкретных групп населения с национальным государством, формируя феномен множественной идентичности.

См. также:

Миграционная политика должна быть последовательной
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 15 июня, 2015 г.