• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Квалифицированные кадры способствуют развитию региона

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) может стать важнейшим ресурсом экономического развития российских регионов, сбалансировать рынок труда и снизить безработицу. В то же время, в России, вопреки мировым тенденциям, практики такого образования способны усиливать социальное неравенство, рассказал Марк Агранович на прошедшей в НИУ ВШЭ международной конференции «Региональная дифференциация образовательных систем».

Уровень образованности населения говорит о возможностях экономического роста страны. В этом смысле у России, по логике вещей, существует немалый потенциал: высшее образование носит массовый характер, и население, согласно ряду исследований, признано высокообразованным. Так, в докладе «Взгляд на образование 2014» ("EducationataGlance 2014"), опубликованном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла в рейтинге стран первое место по количеству людей с высшим образованием (54%) в возрасте от 25 до 64 лет.

Тем не менее, накопленный человеческий капитал недостаточно влияет на рост экономического благосостояния и снижение неравенства в стране. Это связано с содержанием, качеством и продолжительностью образования, отметил руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович в докладе «Образование и социально-экономическое развитие территорий». Общее среднее образование в России, подчеркнул эксперт, слишком короткое, по современным меркам, и чересчур академично. Доклад состоялся на конференции «Региональная дифференциация образовательных систем» в НИУ ВШЭ.

Для того, чтобы образование вносило больший вклад в подъем экономики, нужно придать импульс программам ДПО, сделать их более масштабными. Они влияют на региональное развитие и рынок труда, снижают безработицу. В то же время, признал эксперт, в российских условиях распространение таких образовательных программ сопровождается усилением социальной дифференциации. Это идет вразрез с мировыми тенденциями, в соответствии с которыми экспансия ДПО помогает сглаживать неравенство, отметил Агранович.

Образование должно уменьшать социальное расслоение

В России доля населения с образованием не ниже полного среднего превышает 90%, подчеркнул исследователь (рисунок 1). Однако высокий уровень образованности людей дает гораздо меньший экономический эффект, чем в других странах, – во всяком случае, если применять такие показатели, как подушевой валовой внутренний продукт (ВВП) и коэффициент Джини, который замеряет степень расслоения общества (он колеблется от нуля до единицы; чем выше этот коэффициент, тем больше социальная дифференциация).

«В соответствии со сложившимися в мире соотношениями, подушевой валовой внутренний продукт в России должен быть в два раза выше, а коэффициент Джини на треть ниже, чем фактически достигнутые значения», – отметил Агранович. Российский индекс Джини – в районе 0,4 (красный ромб на рисунке 1). Для сравнения: коэффициент Джини в Японии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Чехии, Германии – странах, сопоставимых с Россией по доле населения с образованием не ниже полного среднего, – находится в диапазоне 0,24-0,28. А в США, например, доля населения с образованием не ниже полного среднего ниже, чем в России, при этом степень социального расслоения выше.

Рисунок 1. Охват образованием не ниже полного среднего и коэффициент Джини в разных странах мира

Источник: здесь и далее – презентация Марка Аграновича.

Обучение должно быть современным и длительным

Вместе с тем, важна не только массовость образования, но и его качество и продолжительность программ, подчеркнул исследователь. Международная статистика показывает, что длительность обучения сказывается на экономическом развитии, пояснил Агранович (рисунок 2).

В эти тенденции Россия укладывается: сравнительно небольшой подушевой ВВП и значение коэффициента Джини, превышающее среднее для развитых стран, соответствуют результатам российских школьников в мониторинге PISA (международная оценка знаний учащихся, проводимая ОЭСР; достижения страны в этом мониторинге оставляют желать лучшего – см. статью «Российские школы не работают на социальный лифт») и низкой продолжительности обучения.

Рисунок 2. Длительность обучения и коэффициент Джини в разных странах мира

В целом же в России связи между образованием и социально-экономическими показателями проявляются специфично.

С одной стороны, наибольшее влияние на величину валового регионального продукта (ВРП) оказывает доля населения с третичным образованием (это среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское образование – аспирантура и докторантура; здесь важна не только основательность, но и длительность образования). Так, высокая зависимость – коэффициент корреляции около 60% – наблюдается между средней продолжительностью образования в регионе и размером ВРП на одного жителя. Такая связь отвечает мировым трендам.

С другой стороны, вопреки глобальным тенденциям, доля населения с высшим образованием положительно коррелирует в регионах с коэффициентом Джини, сказал эксперт. То есть, чем больше образованных людей, тем выше и социальное неравенство.

Качество общего среднего образования (уровень достижений выпускников по результатам ЕГЭ), также вопреки мировым трендам, не оказывает влияния на экономическое развитие региона и уровень социальной дифференциации, подчеркнул Марк Агранович. Получается, что системы общего среднего и отчасти высшего профессионального образования по содержанию и структуре «не соответствуют внешнему запросу и требованиям сегодняшнего дня», сделал вывод исследователь.

Экономика требует дополнительного образования

Важная мировая тенденция – увеличение охвата трудоспособных людей программами ДПО. Так, в странах ОЭСР в таком образовании участвовал 41% населения в возрасте 25-64 года (данные 2012 года), отметил эксперт. В России цифра вдвое скромнее – 17%. То есть ДПО охвачена меньшая часть рабочей силы. Между тем, с ростом доли взрослых людей, получивших дополнительное образование, поднимается и подушевой ВВП (рисунок 3).

Рисунок 3. Доля трудоспособного населения с дополнительным образованием и подушевой ВВП

Если судить в региональном разрезе, то положительная связь масштабов ДПО и уровня экономического развития субъекта Федерации (рисунок 4) налицо. Дополнительное образование измерено в часах на одного жителя в год (довольно распространенный показатель – 2-4 часа), экономика «замерена» в ВРП на одного человека.

Рисунок 4. Длительность дополнительного образования и валовый региональный продукт

Длительное образование сокращает безработицу

Ясно, что уровень развития системы ДПО в регионе содействует снижению безработицы. Это проявляется при сравнении средних временных показателей программ ДПО в разных регионах (рисунок 5). Чем выше количество часов дополнительного образования в год на человека, тем ниже уровень безработицы (2-4 часа – снова наиболее частый показатель). «Идеальные» семь часов ДПО в год на человека дают столь же «идеальную» нулевую безработицу (ясно, что это, скорее, моделируемая ситуация, чем реальность).

Рисунок 5. Количество ДПО в год на 1 жителя в регионе и безработица

Таким образом, дополнительное профессиональное образование – богатый, но еще недооцененный ресурс экономического развития. Его имеет смысл использовать и для реализации человеческого капитала, и для развития территорий.

Презентация «Образование и социально-экономическое развитие территорий»

См. также:

Профобучение способствует росту производительности труда
Требования к квалификации персонала растут
Бизнес займется подготовкой кадров
«Российские школьники учатся ради школы, а не ради жизни»

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 1 июня, 2015 г.