• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»IQНовостиВсе больше россиян попадают в глобальную сеть

Все больше россиян попадают в глобальную сеть

Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.

Уровень распространения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является ключевым фактором инновационного развития экономики и неотъемлемым слагаемым качества жизни населения, отметили авторы мониторинга Галина КовалеваВалентина Полякова и Елена Чернович.

Интернет стремительно проникает в жизнь российской семьи. Если в 2005 году только 9% домашних хозяйств имели доступ к глобальной сети, то в 2014 году – уже около 70%. Наиболее динамичное развитие отмечалось в 2009–2011 годах - ежегодный прирост граждан, использующих возможности глобальной сети, достигал 8–12 процентных пункта. Активный рост доли семей с интернетом – на 9 процентных пунктов – наблюдался и в 2013 году.

Таблица 1. Домашние хозяйства, имеющие доступ к Интернету: 2014*(в процентах от общего числа домашних хозяйств)

* Предварительные данные.

Источник: Росстат.

Несмотря на достигнутые результаты, отставание России по доступности интернета в домашних хозяйствах от среднего уровня по странам ОЭСР (75% в 2011 году) составляет 5 процентных пунктов, от стран ЕС (81% в 2014 году) – 11 процентных пунктов.

Рисунок 1. Домашние хозяйства, имеющие доступ к Интернету, по странам: 2014 (в процентах от общего числа домашних хозяйств)

Источники: Россия – Росстат; зарубежные страны – ОЭСР; Евростат.

Две трети россиян в возрасте 15–72 лет (67%) использовали интернет в течение последних трех месяцев, причем более половины опрошенных (52%) делали это каждый или практически каждый день.

Таблица 2. Использование Интернета населением: 2014 (в процентах от общей численности населения соответствующей группы)

Источник: расчеты НИУ ВШЭ по данным Росстата.

В 2014 году доля ежедневной аудитории интернета оказалась на 4 процентных пункта больше, чем в 2013 году. В межстрановом контексте масштабы распространения рассматриваемой практики в России близки к показателям Польши и отдельных южноевропейских стран (Португалии, Греции) и почти вдвое ниже, чем у стран-лидеров.

Рисунок 2. Частота использования Интернета населением по странам: 2014 (в процентах от общей численности опрошенных в возрасте 16-74 лет)

Источники: Россия – Росстат, зарубежные страны – Евростат.

Немногим менее половины пользователей (43%) выходили в интернет с мобильных устройств. При этом сети сотовой связи использовались чаще, чем беспроводные сети (31% против 23%). В период 2013–2014 годов доля населения, применяющего мобильные устройства для выхода в интернет вне дома и работы, выросла с 31 до 43%. Особенно заметно увеличилась доля тех, кто подключался к сети с портативных компьютеров (с 10 до 23%).

Наиболее популярная практика в интернете – общение в социальных сетях. Доля пользователей, посещающих их для коммуникации, самовыражения и прочих целей, выросла на 8 процентных пунктов по сравнению с 2013 годом и достигла 74%. При этом профессиональные сети востребованы лишь у 3% интернет-аудитории.

Уровень распространения электронной почты практически не изменился по сравнению с 2013 годом (39% населения). Вероятно, если в ее использовании нет необходимости (например, для решения учебных или служебных вопросов), то люди отдают предпочтение соцсетям, функционал которых гораздо шире.

Две пятых (40%) аудитории интернета за последние три месяца использовали его для телефонных и видеозвонков. Общение с помощью систем мгновенного обмена сообщениями (чаты, ICQ, QIP и др.) распространено в меньшей степени (11%).

Активное использование онлайновой среды – еще одна тенденция современного общества. В первую очередь это проявляется в скачивании фильмов, изображений, музыки, просмотре видео, прослушивании музыки (50%). Примечательно, что существенная доля пользователей наполняют сеть собственным контентом: 20% загружали личные файлы (книги/статьи/журналы, фотографии, музыку, видео, программы и др.) для публичного доступа.

Рисунок 3. Цели использования интернета населением (в процентах от общей численности опрошенных в возрасте 15–72 лет, пользовавшихся интернетом за последние три месяца)

Источник: расчеты НИУ ВШЭ по данным Росстата.

См. также:

Интернет станет главным помощником в деле самообразования
Успеваемость влияет на дружбу студентов в соцсетях
Интернет-магазины привлекают россиян скидками
Современные дети живут в «сети»
«Мобильный» интернет используют любители инноваций

 

Подразделения