• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бедных станет больше

За последние двадцать лет в России удалось создать социальное государство. Пособия и пенсии приблизились к европейскому уровню. Тем не менее, самым уязвимым и неготовым к кризису оказалось трудоспособное население страны, свидетельствует пилотный выпуск мониторинга доходов, расходов и потребления российских домохозяйств НИУ ВШЭ.

Центр анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ представил два пилотных выпуска ежеквартального бюллетеня, подготовленного в рамках Мониторинга доходов, расходов и потребления российских домохозяйств.

В первом бюллетене «Уровень и профиль бедности в России: от 1990-х годов до наших дней» представлен обзор динамики российской бедности за весь постсоветский период. На основе данных Росстата и репрезентативных обследований авторы мониторинга ответили на вопросы о том, что из себя представляют бедные, как они живут и много ли их на самом деле.

Во втором бюллетене «Что изменилось в доходах, расходах и потреблении российского населения?» анализируется уровень доходов, структура расходов и изменения в потребительском поведении россиян с начала 1990-х годов и до настоящего времени. Даются прогнозы потребительского поведения населения в период наступившей экономической рецессии.

Больше чем еда

В России одним из главных достижений последних десятилетий является трехкратное сокращение абсолютной бедности: до 10-12%, считают эксперты. Эти цифры подтверждаются данными официальной статистики и независимых выборочных обследований населения.

Как отмечают авторы* мониторинга, несмотря на то, что на протяжении последних 22 лет (с 1991 по 2013 год) Россия четырежды проходила через кризисы (годы существенного снижения реальных доходов граждан), в 2013 году они более чем в полтора раза превысили уровень последних советских лет.

По данным МВФ, в октябре 2014 года душевой ВВП населения превысил 24 тысячи долларов США, что соответствовало 45 месту в мире (это примерно середина списка исследуемых стран). Объем доходов стал позволять россиянам не только покупать вещи первой необходимости, но и организовывать досуг, посещать кафе и рестораны, покупать товары длительного пользования. «В наиболее развитых и высокодоходных регионах расходы на организацию отдыха и культурные мероприятия оказались сопоставимы с передовыми странами: в Москве в 2013 году они достигали 9,1%», – подчеркивается в мониторинге.

Часть населения (не более четверти), наученная предыдущими кризисами, смогла начать разумно распоряжаться деньгами: диверсифицировать риски и реагировать на внешние экономические изменения в стране как ответственные собственники. Однако подавляющее большинство россиян не вышло за пределы потребительского рынка, не сформировало спрос на услуги образования и здравоохранения, не проявило интерес к инструментам инвестирования.

В условиях ожидаемого падения реальных доходов населения и прогнозируемой долгосрочной рецессии, это грозит обернуться быстрым «откатом» в эпоху выживания 1990-х, предупреждают авторы мониторинга. Уже сейчас растут затраты на покупку продуктов и снижаются расходы на непродовольственные товары и услуги.

Если в США лишь 6% доходов идет на оплату продуктов питания, в Португалии – 14,7%, то в России более 30%. При этом в ряде регионов этот показатель еще выше. Например, в республике Ингушетия на питание приходится 64,3% расходов, в республике Дагестан – 52,4%, в Чечне – 46,5%. В то же время в Москве на продукты питания приходится лишь 20,8% расходов.

Кризис надолго

Новый кризис и спад доходов может оказаться самым длительным за последние два десятка лет, подчеркнули авторы мониторинга.

Все предыдущие кризисы продолжались недолго. Падение доходов всегда заканчивалось одним годом, за которым наступал более длительный период роста. Так, например, в 1992 году, когда инфляция преодолела отметку в 2000%, темпы снижения доходов населения оказались в два раза выше падения ВВП, но уже в следующем году после этого спада началось восстановление: реальные доходы населения выросли на четверть.

В дефолтном 1998 году индекс потребительских цен составил 184%, а доходы по сравнению с 1997 годом снизились на 28,2%. Зато в 1999 году сложились желанные для нынешних властей условия импортозамещения, и при годовой инфляции 135,5% доходы снова выросли – на 12%. Затем наступили семь лет высоких темпов экономического роста и доходов, которые за это время утроились, и о кризисах стали забывать.

Кризис 2008 года прошел наименее болезненно, уже в следующем году падение доходов было полностью компенсировано.

Валютные шоки, инфляция и падение предпринимательства в 2014 году вновь привели к снижению доходов населения (в ноябре они составили 95,3% от уровня прошлого года). Но, по прогнозам авторов мониторинга, в отличие от предыдущих кризисов, падение доходов на сей раз может уже не ограничиться одним годом.

Самые высокие риски бедности по доходам сейчас не у пенсионеров (как принято обычно считать), а у трудоспособных семей с детьми. В зоне риска также сельское население, дети в возрасте до 16 лет и безработные. Бедность детей в основном обусловлена низкой зарплатой родителей и отсутствием эффективных программ социальной поддержки бедных семей с детьми.

Пособия против заработка

Ухудшает ситуацию ограниченность источников дохода населения и зависимость их от узкого круга «лиц»: государства и крупнейших компаний.

В настоящее время главным источником денежных доходов граждан остается зарплата – ее доля в доходе составляет более 66%.

Весомую долю в доходах также занимают социальные трансферты (пособия и пенсии) – более 18%. И это произошло тогда, когда не менее трети заработков перечисляются «в конвертах» и не принимают участие в формировании пенсионных отчислений. Как отмечают авторы мониторинга, даже в лучшие советские годы (например, в 1985 году) доля социальных трансфертов не поднималась до такого уровня.

Доходы от собственности и предпринимательской деятельности, которые могли бы стать подспорьем в трудное время, снижаются (в 2013 году они составили 5,2% и 8,3% соответственно), что связано с ухудшением институциональных условий для развития бизнеса.

«В условиях нынешнего экономического спада в наиболее уязвимом положении оказываются домохозяйства с единственным источником дохода, которым чаще всего оказывается зарплата или пенсия», – подчеркивают авторы мониторинга. Они также прогнозируют увеличение неравенства по доходам между бедными и богатыми.

«В России высок потенциал проявления негативных эффектов неравенства, которые обостряются во время кризисов, – отмечают авторы мониторинга. – В значительной степени именно по этой причине на кризис 2008 года российское правительство отреагировало увеличением пенсий, минимальной заработной платы и оплаты труда в бюджетных секторах экономики, повышением индивидуальных доходов всех пенсионеров до уровня регионального прожиточного минимума».

Также «палочкой-выручалочкой» в кризисных ситуациях становится неформальный рынок труда, который, хотя и очень волатилен, но гибок, «освобожден» от уплаты налогов и дает возможность заработать даже в самых сложных условиях.

*директор Центра анализа доходов и уровня жизни населения НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, научные сотрудники Центра анализа доходов и уровня жизни населения НИУ ВШЭ Светлана БирюковаДарья Попова, Сергей Тер-Акопов и Елена Варданян

См также:

Рабочий класс больше других подвержен бедности
Россияне живут хорошо только благодаря неофициальным доходам
Треть российских семей имеют сбережения
Семьям с детьми трудно делать сбережения
Россияне учатся правильно потреблять
Неравенство в России растет вместе с доходами

 

22 января, 2015 г.