• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университеты в Китае не способствуют социальной мобильности

Образовательная система Китая стала излишне иерархичной и не способствует развитию социальной мобильности. Более трети выпускников малопрестижных вузов сегодня не могут найти работу. Изменить ситуацию может создание двухуровневой системы высшего образования, рассказали Цян Чжа и Чуаньи Ван в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»

В марте 2014 года министерство образования КНР объявило о том, что Китай планирует в ближайшее время перейти на двухвекторную модель отбора абитуриентов, различающуюся для университетов прикладных наук и традиционных академических вузов. Также ведомство перепрофилирует в прикладные примерно 600 региональных университетов, рассказали доцент факультета образовательных наук Йоркского университета Цян Чжа (Торонто, Канада) и постдок в Институте образования при Университете Цинхуа Чуаньи Ван (Пекин, Китай) в статье «Системные перемены в Китае».

Когда новые не значит лучшие

В 1990-е годы в системе высшего образования КНР шел процесс децентрализации: 250 университетов вышло из-под юрисдикции центральных министерств и перешло под юрисдикцию региональных правительств. Кроме того, шло расширение сети вузов, в первую очередь за счет появления институтов местного значения. Всего было открыто около 500 новых университетов, в том числе частных.

Эти вузы вместе с быстро растущими профессиональными колледжами и частными институтами просто копировали образовательные программы известных университетов и, тем самым, сыграли большую роль в увеличении количества абитуриентов. В итоге доля национальных университетов в системе высшего образования Китая сократилась до 6,6% от общего числа вузов. На сегодняшний день подавляющее большинство вузов КНР – вузы местного значения (93,4%), в которых в 2010 году обучалось 91,2% всех китайских студентов.

Чтобы гарантировать качество образовательных программ в новых университетах и колледжах, министерство образования ввело процедуру регулярной оценки и сравнения их с университетами, имеющими долгую историю и хорошую репутацию. Такой подход, по словам авторов статьи, не только оказал сильное давление на новые вузы, но и втянул их «в совершенно бесперспективную конкурентную борьбу» с известными университетами.

Хуже того, такая конкуренция очень быстро отразилась на выпускниках этих вузов, вышедших на рынок труда. Они часто проигрывали в конкурентной борьбе выпускникам признанных старых университетов и даже выпускникам профессиональных колледжей и частных университетов. В итоге, многие новые университеты задумались над изменением учебных планов и образовательных программ. Они предпочитают называть себя на немецкий манер Fachhochschule – университетами прикладных наук. Создание таких прикладных вузов и стало вектором трансформации системы образования КНР.

Для того чтобы поддержать начавшуюся тенденцию, в 2013 году министерство образования инициировало новый проект, нацеленный на переформатирование ряда китайских вузов в университеты, схожие с европейскими университетами прикладных наук, и одобрило создание национального альянса таких вузов. Альянс (его членами стали более 150 университетов) должен стать каналом по изучению европейского опыта и адаптации его к китайским условиям. Среди новых региональных вузов даже сформировался определенный консенсус, суть которого в том, что они должны сосредоточиться на разработке учебных программ и курсов в области прикладных наук. Такой подход должен повысить шансы их выпускников на успешное трудоустройство.

Сегрегация вузов

Исследователи не исключают, что Китай находится на поворотном этапе перехода от цельной системы, когда все вузы управляются по общим принципам и оцениваются по единым критериям, к двухуровневой. Однако авторы подчеркивают, что пока говорить о рождении в КНР двухуровневой системы рано, но «все указывает на то, что она скоро обретет форму».

По правилам министерства образования, новые вузы имеют право открывать магистерские и аспирантские программы только после восьми лет успешной реализации программ бакалаврского уровня. К настоящему моменту несколько десятков подобных вузов уже запустили собственную магистратуру по направлениям, полностью соответствующим потребностям местного рынка труда, и даже программы прикладной аспирантуры.

Вероятнее всего, китайская система высшего образования будет состоять из двух параллельных секторов.

Первый сектор – национальные и полунациональные университеты, пара десятков традиционных региональных университетов плюс региональные вузы – в общей сложности это не более 500 вузов. Это традиционные академические университеты, стимулирующие своих преподавателей вести активную исследовательскую деятельность и готовить новые поколения ученых.

Второй сектор будет включать новые университеты, профессионально-технические колледжи и частные институты. Это группа примерно из 2000 вузов, ориентированных на подготовку кадров для региональной экономики. Если они и занимаются какими-то исследованиями, то это работы прикладного характера. Вертикальная мобильность в рамках этого сектора существует, но в ограниченном виде. Часть выпускников колледжей имеет возможность продолжить обучение в региональных университетах после прохождения процедуры конкурсного отбора. С учетом того, что численность молодых людей в Китае сокращается, очевидно, что в ближайшее десятилетие у них будет больше возможностей для вертикальной мобильности.

См. также:

Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Средний возраст университетских преподавателей увеличивается
Китайские вузы сверяют программы с требованиями экономики

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 6 ноября, 2014 г.