В начале сентября правительство РФ рассмотрело и в целом одобрило проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Бюджет основан на базовом (консервативном) сценарии экономического развития на ближайшие три года. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ считают представленный главный финансовый документ страны «достаточно оптимистичным».
Таблица 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы, в % к ВВП
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
отчет | отчет | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |
Доходы | 20,7 | 19,5 | 19,9 | 19,4 | 18,9 | 18,3 |
Расходы | 20,7 | 20 | 19,5 | 20 | 19,5 | 18,9 |
Дефицит | -0,1 | -0,5 | 0,4 | -0,6 | -0,6 | -0,6 |
Доходы снижаются, а расходы снизить не удается, констатировали эксперты. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении ненефтегазовых доходов. Минфин стремился решить эту задачу всеми доступными и недоступными средствами.
Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем ненефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Ну и напоследок Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку.
При подготовке бюджета были приложены титанические усилия по оптимизации структуры расходов и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Некоторые предложения Минфина, например, об отмене выплат фиксированной части пенсии, не были поддержаны правительством.
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг. , в % к общему объему расходов
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Общегосударственные вопросы | 6,25 | 6,38 | 7,04 | 7,18 |
Национальная оборона | 14,06 | 15,77 | 17,73 | 19,37 |
Национальная безопасность | 14,3 | 15,45 | 14,85 | 13,91 |
Национальная экономика | 15,27 | 13,86 | 15,71 | 17,58 |
ЖКХ | 1,77 | 1,33 | 0,9 | 0,82 |
Образование | 4,68 | 5,04 | 4,65 | 3,95 |
Здравоохранение | 4,76 | 3,76 | 3,84 | 2,72 |
Социальная политика | 29,94 | 28,73 | 24,99 | 25,38 |
Межбюджетные трансферты | 4,65 | 5,01 | 5,6 | 4,38 |
Обслуживание государственного долга | 2,48 | 2,7 | 3,1 | 2,95 |
Прочие разделы | 1,83 | 1,98 | 1,59 | 1,76 |
Источник: Минфин России, газета «Ведомости»
В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя. Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.
Доли расходов на социальную политику, включающие в себя трансферт Пенсионному фонду, в 2014-2015 годах ниже соответствующих показателей 2012-2013 года на 3-4 процентных пункта из-за приостановки отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии.
При этом доля расходов на образование сократится в будущем году по сравнению с текущим на 0,7%. Доля расходов на здравоохранение за тот же период должна сократится на 1,1%, несмотря но то, что на финансирование отрасли будут дополнительно направлены трансферты из бюджета ФОМС. Наконец, доля расходов на межбюджетные трансферты сокращается по сравнению с 2014 годом на 1,2%.
Резкое увеличение расходов на национальную экономику в 2015 году требует специального комментария, отметили эксперты.
Таблица 3. Структура расходов на национальную экономику по подразделам, млрд. руб.
2014 г. | 2015 г. | |
Всего | 2193 | 2722 |
Открытая часть | 2161 | 2529 |
Общеэкономические вопросы | 363 | 172 |
Топливно-энергетический комплекс | 8 | 7 |
Исследование космического пространства | 28 | 37 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы | 40 | 40 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 159 | 155 |
Водное хозяйство | 17 | 16 |
Лесное хозяйство | 7 | 33 |
Транспорт | 254 | 333 |
Дорожное хозяйств | 498 | 635 |
Связь и информатика | 35 | 31 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики | 206 | 207 |
Другие вопросы в области национальной экономики | 545 | 862 |
Источник: Минфин России
Рост расходов по разделу «национальная экономика» связан с двумя подразделами: «Дорожное хозяйство» и «Другие вопросы национальной экономики». По подразделу «Дорожное хозяйство» рост связан с финансированием строительства московского транспортного узла и является, по заявлению министра финансов Антона Силуанова, компенсацией Москве и Московской области за отказ от введения налога с продаж.
Увеличение расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» связан с новыми для российской экономики расходами на ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополь до 2020 года» в объеме 373 млрд рублей. В 2015 году на Крым будет потрачено 14% средств по разделу «Национальная экономика» или 2,4% от общего объема расходов, что сравнимо с расходами на здравоохранение. На что конкретно будут потрачены деньги, понять невозможно, речь идет о неких непрограммных расходах в рамках ФЦП, подчеркнули экономисты.
В 2015 году власти решили потратить часть средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ). По данным Минфина, в начале сентября ФНБ составлял 3,150 трлн рублей, из них в ВЭБ (то есть навечно) размещено 474 млрд рублей. Формально, 120 млрд рублей из этой суммы ВЭБ должен вернуть в декабре 2014 года, но эксперты прогнозируют, что этого не случится.
Правительство уже приняло решение инвестировать 60% ФНБ, но не более 1,740 трлн рублей. Если это будет сделано в течение одного года, то это равносильно увеличению дефицита бюджета на 2,8% ВВП. Мы сильно сомневаемся, что это приведет к повышению бюджетной устойчивости или к снижению инфляции.
Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №78, 6 – 19 сентября 2014 г.