• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подростки самостоятельно выбирают будущую работу

Влияние семьи, в том числе ее культурных запросов, на представления школьника о своей будущей работе оказывается существенно слабее, чем воздействие его личных качеств – целеустремленности, упорства и желания учиться. К такому выводу пришла Александра Южанинова в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования»

Младший научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Александра Южанинова опровергает общепринятое мнение о том, что надежды подростков по поводу их будущей занятости зависят, прежде всего, от мнения родителей и их культурного уровня. В статье «Ожидания школьников относительно будущей работы», вышедшей в «Вопросах образования», № 1 за 2014 год, она доказывает, что культурный капитал семьи (в частности, богатство домашней библиотеки, доля в ней классики, а также предметы искусства дома у школьника) существенно не влияет на профессиональные притязания школьника.

Базой статьи стали результаты первой волны лонгитюдного исследования, запущенного в 2010 году Институтом развития образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». Почти 3800 учащихся девятых классов были опрошены в конце 2012 года в 41 регионе России. На вопросы о будущей работе детей отвечали и их родители.

В группе ценностей, связанных с будущей работой, были выделены:

  • высокий доход;
  • эмоциональная вовлеченность («Работа должна захватывать меня эмоционально»);
  • престижность (уважение к этой работе со стороны других людей);
  • принадлежность к группе (возможность общения с другими людьми);
  • независимость (возможность распоряжаться своим временем);
  • безопасная среда (комфорт и спокойствие).

Дети слушают родителей, но решение хотят принять сами

При подборе семейных факторов, влияющих на ожидания детей по поводу будущей работы, учитывалось влияние образовательного и профессионального статуса родителей на время принятия школьниками решений относительно карьеры. Момент времени, когда формируется такое решение, зависит от отношения к достижению успеха в жизни, которое у молодых людей из разных слоев общества будет разным. Еще один важный семейный фактор, воздействующий на представления детей о будущей работе, – давление родителей.

По данным исследования, и среди юношей, и среди девушек высока доля тех, кто прислушивается к мнению старших (почти по 40% в каждой подгруппе). Тем не менее, чисто статистически ожидания родителей и детей оказались не связаны. «Вероятно, “для меня важно прислушиваться к мнению” и “я сделаю так, как мне советуют родители” – это два разных пространства: декларируемого и реального поведения школьника», – комментирует Александра Южанинова.

В целом в группу независимых переменных, относящихся к культурному бэкграунду семьи, в работе вошли уровень образования и профессиональный статус отца и матери, объем и состав домашней библиотеки, наличие в доме литературной классикии произведений искусства.

В результате исследования оказалось, что культурный капитал семьи, как ни странно, почти не влияет на ожидания подростков относительно будущей работы, отмечает Александра Южанинова. «Полученный нами результат, а именно – то, что количество книг, наличие сборников классики и предметов искусства дома у школьника не влияет на его профессиональные притязания, противоречит устоявшимся представлениям о значении культурного капитала семьи для профессиональной жизни человека», – признает автор статьи.

Единственная найденная зависимость между культурным статусом семьи и ценностями, приписываемыми школьником будущей работе, выглядит так: при существовании в семье культурных ресурсов подросток с большей вероятностью ориентируется на работу, которая обеспечивает независимость.

Таблица 1. Связь семейных факторов и ожиданий относительного первого места работы

 Принадле-жность к группеБезопа-сностьЭмоци-ональная вовле-ченностьПрестижНезави-симостьВысокий доход
Высшее образование у матери0,62 1,44   
Высшее образование у отца 0,81,43   
Высокий профессиональный статус матери0,71     
Высокий профессиональный статус отца     1,32
Дома больше 100 книг      
Дома есть классическая литература, сборники стихов и предметы искусства    1,2 
Ориентация школьника на советы родителей  0,6  1,34
% объясненной дсперсии10,77,414,94,87,712,7

Самостоятельные дети хотят интересную работу

Другие взаимосвязи семейных характеристик и ожиданий школьников от будущей работы таковы, перечисляет Александра Южанинова:

  • если у матери подростка есть высшее образование, и она имеет высокий профессиональный статус, то он вряд ли будет ожидать от работы возможности общаться с другими людьми;
  • с наличием высшего образования у отца связано отсутствие у школьников ожидания комфортной работы;
  • если высшее образование есть и у матери, и у отца, но при этом школьник не следует их советам относительно образования и работы, то он, скорее всего, будет ценить в работе эмоциональную вовлеченность и самореализацию;
  • высокий профессиональный статус отца и повышенное внимание школьника к советам родителей формируют у ребенка ожидание высокой зарплаты от первой работы.

Ценность работы измеряется зарплатой и эмоциями

Если анализировать ценности будущей работы в восприятии школьников в отрыве от их семейного бэкграунда, то среди этих ценностей, по данным Южаниновой, будут лидировать высокий доход и эмоциональная вовлеченность.

Высокая зарплата – самая ожидаемая характеристика первой трудовой занятости. Свыше половины – 51,8% школьников – отметили эту ценность как предпочтительную.

Эмоциональную вовлеченность считают важной 42% респондентов. Примечательно, что лишь для 25,8% она не имеет большого значения.

Меньше всего девятиклассники озабочены независимостью – возможностью распоряжаться рабочим временем. Лишь 18,4% опрошенных считают это важным.

Доля затруднившихся с ответом о ценностях также довольно велика – примерно треть по каждой номинации. Очевидно, значительная часть девятиклассников просто еще не выбрали будущую специальность и вуз.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос об ожиданиях относительно работы

ПараметрОценкаЗатруднились с ответомИтого
1 (наиболее важно)23456 (наименее важно)
Принадлежность к группе11,89,212,511,79,814,230,9100
Безопасная среда7,213,713,713,111,87,832,7100
Эмоциональная вовлеченность18,711,212,110,58,27,132,2100
Престиж4,710,112,214,714,710,233,5100
Независимость3,27,77,510,515,721,434,1100
Высокий доход27,9158,95,85,56,630,3100

Большинство родителей ждут от первого места работы своих детей того же, что и сами подростки: в обеих группах самый популярный ответ – высокий доход, самый редкий – независимость. Достойной зарплаты для своих детей ждут 61% родителей. За возможность распоряжаться своим временем проголосовали лишь 12% отцов и матерей.

Для взрослых важно также, чтобы работа их детей была безопасной (34%). Кроме того, они обращают внимание на эмоциональную вовлеченность (50%), сознавая всю значимость добровольного выбора и увлекательности работы.

Желание учиться и упорство влияют на представления о работе

На ожидания детей относительно будущей работы оказывают существенное влияние личные качества респондентов. Среди них в исследовании особо выделено отношение к учебе. По подсчетам автора статьи, 86% российских школьников нравится учиться. При этом старшеклассники склонны оценивать себя как старательных и целеустремленных. Меньше всего им, по их собственному мнению, свойственны отсутствие веры в свои силы и трудоголизм.

При этом наибольшая «гендерная» разница (в 15%) проявилась в самооценке ориентированности на результат. Юноши считают себя более целеустремленными.

Связь между целеустремленностью и ожиданиями школьников относительно работы выглядит так: если подросток оценивает себя как упорного в достижении цели, а свои интересы считает устойчивыми, то он с большей вероятностью будет искать высокодоходную работу. Упорные в достижении своих целей школьники также больше ориентированы на работу, которая позволит чувствовать эмоциональную вовлеченность в свое дело.

Школьники, которым нравится учиться, скорее всего, будут искать в работе престиж. «Вероятно, им захочется перенести признание, которое они получали от учителей в школе за оценки, в свою взрослую жизнь», – комментирует Александра Южанинова.

Таблица 3. Связь личностных факторов и ожиданий относительно первого места работы

ЦенностиБудут важны для тех, кто…Будут не важны тем,кто…
Принадлежность к группеУпорен в достижении целейВысшее образование у матери, высокий профессиональный статус матери
Безопасная среда Высшее образование у отца
Эмоциональная вовлеченностьВысшее образование у обоих родителей, упорен в достижении целейРуководствуется советами родителей
ПрестижНравится учиться в школе 
НезависимостьВ семье высокий уровень культурного капитала 
Высокая доходностьРуководствуется советами родителей, высокий профессиональный статус отца, устойчивые интересы 

Любопытно, что упорство в достижении целей отрицательно связано с желанием школьника работать с понимающими коллегами. Вероятно, принадлежность к коллективу для таких респондентов служит, скорее, барьером при выполнении задач в конкурентной среде, полагает автор статьи.

См. также:

Южанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работы
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях
В России меняются традиции внутрисемейной помощи
Семьям с детьми трудно делать сбережения
Родителей и детей разделяет масс-культура
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Детство изменилось и требует нового понимания

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 июня, 2014 г.