• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодые кадры не умеют общаться

Компании, проводящие модернизацию, стали активнее нанимать на работу недавних выпускников вузов. Однако работодателям приходится мириться с нехваткой у молодежи самых элементарных компетенций. Вчерашние студенты вполне подкованы теоретически, но при этом несамостоятельны, не умеют работать в команде и планировать рабочее время. Наталья Бондаренко в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» привела портрет выпускников вузов, нарисованный работодателями

Показатели найма выпускников высшей школы снова возрастают после некоторого спада конца «нулевых». Так, если в 2008 году брали на работу вчерашних студентов 43% компаний, то в прошлом году этот показатель достиг почти половины работодателей – 48%, отметила ведущий научный сотрудник Левада-Центра Наталья Бондаренко. При этом компании отнюдь не требуют от молодежи невозможного и не связывают с ее компетенциями завышенных ожиданий. И все же, порой у молодых кадров, по мнению работодателей, не хватает даже самых простых навыков – в первую очередь коммуникативных и организационных.

Статья Натальи Бондаренко «Характер взаимодействия российских компаний и системы высшего образования глазами работодателей», опубликованная в «Вопросах образования» №1 за 2014 год, представляет собой анализ ежегодных опросов руководителей компаний, проводимых в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. В 2013 году в опросе участвовали руководители одной тысячи малых, средних и крупных компаний, представляющих различные отрасли промышленности, строительства, транспорта, связи, деловых услуг и торговли.

Профессиональные знания молодежи оценены на «четверку»

Максимальный интерес к выпускникам вузов демонстрируют промышленные компании, предприятия связи и сферы деловых услуг. При этом крупные организации охотнее нанимают молодежь. «Компаний, предоставивших за последний год рабочие места молодым специалистам, в крупном бизнесе более чем в полтора раза больше, чем в среднем, и в 2,5 раза больше, чем в малом», – подчеркивает Наталья Бондаренко.

Профессиональной подготовке молодежи работодатели ставят оценку «хорошо». Из года в год, начиная с 2005 года, компании оценивают профессиональные знания молодежи примерно на четверку по пятибалльной шкале. Степень удовлетворенности профподготовкой молодых кадров складывается из оценок как уже существующих знаний, так и умения осваивать новое.

Молодежь не умеет применять теоретические знания

Российская система вузовской подготовки нередко абсолютизирует теоретические знания – в ущерб практическим, а также во многом опирается на заучивание фактов – вместо умения рассуждать и самому находить решения в нестандартных обстоятельствах, пишет исследователь. Между тем, именно самостоятельное мышление формирует потенциал адаптации к работе и помогает развивать профессиональные качества.

Руководители опрошенных компаний считают, что подготовка молодых специалистов не соответствует современным требованиям: во-первых, с точки зрения умения самостоятельно решать рабочие задачи и инициативности (59% работодателей), во-вторых, с точки зрения навыков планирования и организации рабочего времени (42% работодателей).

Молодежи надо работать над поведением

В списке наиболее дефицитных навыков чаще обнаруживаются не базовые профессиональные умения, а поведенческие компетенции, отмечает эксперт.

Прежде всего, молодежи, по мнению работодателей, недостает коммуникативных навыков. Речь идет об умении работать в команде и эффективно общаться с клиентами. Нехватку этих навыков отметили 64% работодателей.

Впрочем, еще больше опрошенных – 66% – считают, что нужно прививать молодежи умение работать самостоятельно: решать проблемы, проявлять инициативу, планировать и рационально распределять рабочее время.

Половина работодателей сетует на отсутствие у молодых кадров исполнительских навыков: ответственности за порученную работу, дисциплинированности и обязательности.

И, наконец, 40% опрошенных считают, что молодежи нужно совершенствовать навыки адаптации – умение переучиваться и осваивать новое.

Показательно, что реже всего среди дефицитных упоминаются общеобразовательные навыки (так ответила треть работодателей).

Таблица 1. Профессиональные навыки и качества, которые в первую очередь нужно улучшить специалистам: мнение работодателей (% от числа компаний, сталкивающихся с дефицитом квалификации специалистов)

РОССИЯ 2013
Общие навыки56
• профильные профессиональные навыки, необходимые для работы в данной должности43
• общеобразовательные навыки (грамотность, математические навыки, общая культура, базовая компьютерная грамотность, навыки пользования программным обеспечением)33
Поведенческие навыки99
• коммуникативные навыки (общение с клиентами; работа в команде, в коллективе, в группе; навыки офисного администрирования)64
• самостоятельность в работе (самостоятельное решение рабочих проблем, инициативность, навыки планирования и организации своего рабочего времени)66
• исполнительские навыки (ответственность за порученную работу, дисциплинированность, обязательность)50
• навыки адаптации (умение переучиваться, осваивать новое)40

Компании все равно готовы брать молодежь

Сколько бы ни жаловались работодатели на недостатки молодых кадров, их сотрудничество только активизируется.

Среди значимых итогов опроса 2013 года Наталья Бондаренко называет не только «расширение найма недавних выпускников вузов, но и возобновление у компаний интереса к сотрудничеству с учреждениями высшего профессионального образования в других формах». Здесь подразумевается участие в организации учебных практик, в ярмарках вакансий, а также обращение в университеты для подготовки специалистов «под заказ». Доля компаний, сотрудничавших с вузами, за последний год выросла с трети до 43%.

Оживление взаимодействия работодателей с университетскими «кузницами кадров» во многом объясняется реформаторскими намерениями компаний. «Активнее всего на сотрудничество с вузами шли работодатели, сталкивающиеся с дефицитом квалификации персонала в связи с модернизацией компании», – поясняет Бондаренко.

См. также:

Бондаренко Н.В. Профессионализм на весах профессионалов. Представления работодателей о выпускниках и характер спроса на кадры
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 19 мая, 2014 г.