• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство может обеспечить счастливую старость

Эффективная пенсионная система невозможна без учета государством долгосрочных трендов старения населения. Сокращение трудоспособных возрастов ставит под сомнение возможность приемлемого пенсионного обеспечения. Развитие системы здравоохранения и популяризация принципов самосохранения – необходимые условия сохранения трудового потенциала населения, рассказала Юлия Потанина в докладе «Социально-экономические факторы и их влияние на процесс демографического старения в России»

Наука определяет демографическое старение населения как увеличение доли пожилых людей по отношению к общей численности населения. Это явление отражает результат изменения соотношения численности возрастно-половых групп под действием разнонаправленных демографических факторов.

Сейчас в России наблюдается демографический переход – быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества, для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность, к индустриальному и постиндустиальному, рассказала младший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Юлия Потанина на ежегодной научной конференции Новой экономической ассоциации «Междисциплинарные исследования экономики и общества».

Возрастной состав населения определяет важный, с экономической точки зрения, показатель демографической нагрузки, то есть отношение числа иждивенцев (детей и пенсионеров) к общей численности трудоспособного населения. Деление на эти три возрастные группы по критерию трудоспособности всегда условно. Тем не менее, этот показатель дает представление о демографических предпосылках формирования возрастной структуры работников и иждивенцев в населении страны или региона и представляет особый интерес для экономического и финансового планирования, включая расчеты для определения стабильности пенсионной системы.

С точки зрения демографической политики, важнейшей задачей является учет тенденций и последствий демографического старения для выявления дополнительных возможностей для пожилых людей. В России высокое отношение лиц пенсионного возраста к трудоспособному населению сочетается с низким уровнем ВВП на душу населения. В то время как первый фактор продолжает усиливаться, перспективы существенного экономического роста представляются достаточно отдаленными.

Для федеральных органов власти пенсионная система представляет хроническую проблему, поскольку, несмотря на все усилия, Пенсионный фонд не может собрать необходимые средства. Назрела необходимость кардинальной реформации пенсионной системы.

Старение имеет свои особенности

Процесс старения населения в России характеризуется значительными региональными различиями и гендерным дисбалансом. Наибольшие значения показателей старения населения зафиксированы в Центральном и Приволжском федеральных округах (доля людей старше 60 лет по отношению ко всему населению составляет более 20%), наименьшие – в Северо-Кавказском и в Дальневосточном федеральных округах (менее 10%). В городах ЦФО и ПФО пенсионеры составляют 7,5% по отношению ко всему городскому населению страны. При этом существующая налоговая система не учитывает региональные различия состава населения.

Наряду со снижением рождаемости и уменьшением смертности в старших возрастах на демографическое старение в России влияют миграционные процессы. Внешняя и внутренняя миграция ведет к разностороннему воздействию на темпы старения (например, через рождаемость) из-за влияния многих региональных демографических характеристик населения – возрастной и национальной структуры, численности городского и сельского, трудоспособного и нетрудоспособного населения. Для снижения интенсивности старения демографическая политика в регионах должна быть ориентирована на регулирование миграции.

С ростом урбанизации и индустриализации заметно снизился статус пожилых людей, в некоторых случаях даже достигнув негативного отношения к старым людям. Среди факторов, понижающих статус пожилых людей, наибольшую роль играет введение новых технологий, которые требуют непрерывного образования и тренировки, в меньшей мере доступных старым людям. В связи с общим повышением уровня образования, опыт стариков играет все меньшую роль. С выходом на пенсию появляется чувство собственной невостребованности при значительном количестве свободного времени.

Необходимо учитывать, что для людей старших возрастов характерны весьма слабые навыки и мотивации заботы о здоровье, невысокая ориентация на самосохранительное поведение (определенный стиль жизни, направленный на поддержание здоровья, включающий в себя отказ от курения и алкоголя, повседневные занятия физкультурой и пр.). Вообще активность в проявлении самосохранительного поведения после 30 лет в России планомерно снижается, в результате чего происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья населения, особенно в группе пожилых людей. Это препятствует получению планируемых экономических выгод от реформирования пенсионной системы.

Из-за неспособности выполнять большинство типов работ в индустриальных и постиндустриальных обществах пожилые люди постепенно теряют источники дохода. Они должны полагаться на собственные накопления, помощь детей и общества. Из-за меньшей уверенности в будущем пожилые люди отличаются тенденцией к сбережению средств вместо траты их на потребительские товары. Это приводит к значительному дефляционному давлению. На уровне государства старое население выбывает из рабочей силы, увеличивая нагрузку на активных работников. Негативный эффект проявляется в системе социального обеспечения и пенсий, которые финансируются за счет налогов с постоянно уменьшающейся работающей части населения.

Проблемы пенсионной системы

В существующей пенсионной системе у региональных и муниципальных властей нет стимула тратить средства на пенсионное обеспечение. Также власти не принимают во внимание национальный фактор. Политические цели государства не учитывают долгосрочные факторы старения населения. Наставничество в российский компаниях не практикуется, добровольческое движение, являющееся потенциалом в работе с престарелыми, не используется. Нет прогрессивного налога на бизнес, который мог бы внести значительный вклад в решение пенсионного вопроса, перечисляет Потанина.

Незначительный экономический эффект от повышения пенсионного возраста может быть лишь краткосрочным, после чего пенсионная система начнет нести все возрастающие дополнительные расходы, связанные с дополнительным накоплением пенсионных прав за увеличенный период страхового стажа. С учетом временной нетрудоспособности и инвалидизации работающих пожилых людей, вместо ожидаемых выгод предполагаемая реформа может обернуться существенными экономическими потерями.

Для того чтобы пенсионная реформа была эффективна, необходимо провести модернизацию отечественной системы здравоохранения с упором на повсеместное внедрение современных приоритетных превентивных технологий. При этом программы профилактики для пожилых людей не следует строить на моделях одного заболевания, что может привести к замене одной ведущей причины смерти и инвалидизации на другую. Необходимо учитывать общее бремя болезней на протяжении всей оставшейся жизни людей. При этом важно вести контроль экономической оценки реализуемых программ.

Возможна ли счастливая старость?

Создание условий, при которых люди будут оставаться здоровыми в пожилом возрасте и создание принципиально новых технологий превентивной медицины, позволяющих отсрочить проявление свойственных пожилому возрасту хронических заболеваний, поможет свести до минимума бремя расходов, связанных со старением. Такие меры неизбежно принесут экономические выгоды, как государству, так и конкретным людям. У людей появится возможность рассчитывать на долгую и здоровую жизнь, и они будут непосредственно заинтересованы в том, чтобы инвестировать средства в развитие своих способностей в молодом и зрелом возрасте с последующим максимальным продлением своей трудовой жизни и активного долголетия.

 

30 апреля, 2014 г.