Бесконечные споры о роли государства в обществе, в выстраивании эффективной социальной политики не учитывают сегодня самого главного – интересов и потребностей самих людей, индивидов, тех, на кого, в конечном счете, данная политика ориентирована. И вина в этом лежит не только на плечах самого государства, но и гражданского общества, склонного к патернализму.
Анализ объема и структуры предоставляемых обществу социальных благ, их сопоставление с зарубежными странами вызывают у специалистов серьезные претензии к проводимой социальной политике. В основе такой политики лежат установки правительства, опирающиеся на философию «меценатствующего государства». При этом благотворительность чиновника отдаляет правительственный выбор от общественных преференций. Государство выступает не как общественный институт, а как персонифицированный субъект, принимающий «государственные решения».
Своими взглядами на роль государства в обществе и повышение эффективности социальной политики на конференции «Государство и рынок. К пятнадцатилетию концепции экономической социодинамики» поделился научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон.
Несмотря на то, что соблюдение интересов единичных людей для государства и в масштабах государства не является первостепенной задачей, было бы неправильно считать государство злом, которое надо ограничивать.
По мнению Льва Якобсона (ссылающегося на немецкого экономиста Густава фон Шмоллера), государство – это нравственное учреждение, созданное для воспитания человеческого рода, хотя и находящееся как бы «над» интересами различных социальных групп и классов.
Сформированный в российском обществе запрос на цивилизованный патернализм привел к возникновению теории экономической социодинамики. По мнению Якобсона, ставка на патернализм не верна. Общество должно быть активно вовлечено в формирование социальной политики, чтоб получить запрашиваемые блага. Он приводит в пример Бердяева, который говорил, что государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, но чтобы помешать ей превратиться в ад, не более того.
Сегодня же, по словам Якобсона, Россия находится в состоянии паралича: государство должно угадывать, в чем состоит субстанциальная воля народа, конструировать ее, а общество должно принимать как данность проводимую социальную политику.
Альтернатива сложившейся ситуации: практическая ориентация государства на запросы граждан, воспринимаемых как равноправные индивиды и теоретическое рассмотрение социальной политики как сферы взаимоотношений социальных групп.
Как утверждает Якобсон, «качество социальной политики, как и качество демократии, производно от состояния гражданского общества».
Проведенный НИУ ВШЭ опрос показал: россияне видят приоритеты социальной политики несколько иначе, чем государство. Так, на вопрос: «На что бы Вы предпочли потратить деньги из бюджета», большинство респондентов (различных социальных групп) ответили: на здравоохранение и образование. При этом, подчеркивает экономист, строительство дорожной инфраструктуры, в которую готово вкладываться государство, в приоритеты не попало.
«Выяснилось, что бедные и богатые готовы даже платить больше налогов, если учтут их предпочтения в финансировании бюджетных расходов. При этом заметным различием в их ответах стало то, что представители среднего класса делают ставку на развитие, например, предлагают поддерживать точки роста в регионах, а бедные ратуют за всеобщее равенство», – отмечает Якобсон. При этом он утверждает: люди хотят, чтоб государство «подвинулось» и позволило им самим влиять на развитие социальных сфер.
«Приоритеты социальной политики надо выявлять, учитывая реальные потребности общества, иначе эффективность ее будет оставаться низкой», – резюмировал Лев Якобсон.
См. также:
Соцзащита в регионах: логика понятна только местным властям
Эффективность бюджетных социальных программ близка к нулю
Раздвоение социальной политики
Есть ли будущее у социального государства
Гайдаровский форум: социальная политика для среднего класса