• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кластеры не помогут экономике регионов

Отсутствие целостной системы планирования тормозит экономический рост регионов. Необходимо выстроить слаженную систему управления, в которой будут скоординированы социально-экономическая, бюджетная и территориальная стратегии, объяснили эксперты на XII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему», завершившемся в Санкт-Петербурге

Стагнация российской экономики негативно отразилась не только на общестрановом ВВП и бюджете, но и на финансовом состоянии регионов. Субъекты РФ наращивают свои долговые обязательства. Многие регионы могут стать банкротами уже к 2015 году, опасаются эксперты. Так, по данным на 1 октября, Татарстан является одним из регионов-лидеров по величине госдолга – этот показатель достиг 85,5 млрд рублей.

Правительственные чиновники выдвигают различные предложения по спасению ситуации: начиная с введения ответственности губернаторов за доведение региона до банкротства и заканчивая передачей регионам части полномочий от федерального центра. На форуме представители власти, бизнеса, экономисты и финансисты предложили свое видение стратегии пространственного развития страны.

Надежда на закон

Основная цель региональной политики – это обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов, сокращение различий между ними по степени доступа граждан к базовым социальным услугам. Набор механизмов и инструментов развития регионов постоянно совершенствуется: это федеральные целевые программы, стратегии социально-экономического развития, схемы территориального планирования. Качество этих документов и их взаимосвязь, когда речь идет об одной территории, имеют принципиальное значение для успешного развития субъекта РФ.

Между тем, отсутствия целостной системы планирования, несовершенство методологических подходов при разработке стратегических документов, недостаточная проработанность механизмов реализации стратегий обходится стране в 2-3% ВВП ежегодно, подсчитали эксперты.

Главным документом, призванным скоординировать условия социально-экономического, бюджетного и территориального планирования должен стать федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», который может быть принят до конца года, сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев. «Россия ждет закона о государственном стратегическом планировании. Он уже прошел первое чтение в Госдуме, и есть все предпосылки, чтобы он был принят до конца года», – сказал министр.

Сейчас во всех федеральных округах утверждены стратегии социально-экономического развития и планы их реализации. Вместе с тем, по словам Слюняева, практика показывает, что эффективно работающих документов мало. И они не являются обязательными к исполнению. «Региональные стратегии и стратегии федеральных округов не всегда увязаны друг с другом», – отметил он. По словам министра, содействовать разрешению существующих проблем призван готовящийся законопроект.

Инновации помогут выйти из кризиса

«Сложно выработать для всех субъектов единые рекомендации и стратегии, однако очевидно, что стратегическое планирование, учитывающее специфику региона, абсолютно необходимо, – добавил замдиректора департамента инновационного развития Минэкономразвития России Павел Рудник. – В зарубежной практике такие стратегии в качестве программных документов существуют уже 20-30 лет. И именно они направляют развитие в инновационное русло».

Сейчас все регионы ощущают на себе негативное воздействие от замедления экономики и испытывают сложности в сфере бюджетной обеспеченности, отметил Рудник. «Для ускорения темпов роста экономики в мире традиционно используются инновации», – напоминает завотделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Голанд. В тоже время в региональном планировании в России роль стратегии инновационного развития все еще недооценена. «Часто под инновациями подразумевают появление новых отраслей и предприятий, однако эффект от внедрения инноваций в уже имеющихся, традиционных отраслях гораздо выше, чем от создания новых», – подчеркнул Голанд.

Деньги кластеров тратятся на инфраструктуру

Кластеры широко распространены в качестве инструмента развития инноваций на региональном уровне, отметил старший научный сотрудник Центра научно-технической, инновационной и информационной политики НИУ ВШЭ Василий Абашкин. Они направлены на консолидацию усилий «местных» игроков  – представителей бизнеса, науки, образования, деловых ассоциаций – при разработке и реализации совместных проектов.

Однако активизация мер по развитию кластеров, введение своего рода «моды» на кластеры привела к размыванию в России самого понятия кластер. «Кластерная проблематика стала обязательным элементом стратегических документов, регулирующих региональное развитие. Мы столкнулись с попыткой одномоментно кластеризовать все сектора экономики, – формулирует проблему Абашкин. – Концепции и программы развития кластеров стали формироваться без предварительного определения приоритетов кластерной политики. В итоге мы получили отсутствие взаимосвязи между кластерной политикой и другими направлениями социально-экономического развития региона, отсутствие диалога с бизнесом, организациями науки и образования». Речь идет об искусственном навязывании инноваций и кластеров без понимания кому и зачем это нужно, без представления решений по реализации задуманных проектов, отметил эксперт.

По словам Абашкина, в России складывается отчасти парадоксальная ситуация: поддерживаются кластеры со значительной инновационной компонентой, но подавляющая часть средств инвестируется в базовую физическую инфраструктуру – транспортную, энергетическую и жилищно-коммунальную. «Очевидно, что без удовлетворения инфраструктурных потребностей сложно ожидать ускоренного инновационного развития, но подобные задачи, по-видимому, следует решать за счет иных программ, а развитие базовой инфраструктуры должно предшествовать кластерной политике, не смешиваясь с ней, – убежден ученый. – Это позволит сфокусировать ресурсы и инструменты на стимулировании кооперационных взаимодействий, позволяющих результативно развивать потенциал каждого участника».

 

28 октября, 2013 г.