Данные об исполнении федерального бюджета за январь-июль, на первый взгляд, не дают повода для беспокойства. Профицит за этот период составил 0,8% ВВП. Обращает на себя внимание резкое сжатие бюджета (табл. 1): соотношение доходов бюджета и ВВП снизилось на 2,3 процентных пункта, расходов бюджета – на 2,5 процентных пунктов.
Таблица 1. Исполнение федерального бюджета за январь-июль 2013 года (в % к ВВП)
% ВВП | Январь-июль 2012 г. | Январь-июль 2013 г. |
ДОХОДЫ | 22,24 | 19,77 |
Нефтегазовые доходы | 11,46 | 9,81 |
Ненефтегазовые доходы | 10,78 | 9,96 |
РАСХОДЫ | 21,37 | 18,99 |
Процентные расходы | 0,57 | 0,54 |
Непроцентные расходы | 20,8 | 18,45 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) | 0,87 | 0,77 |
Ненефтегазовый дефицит | -10,59 | -9,03 |
Источники внутреннего финансового дефицита | 1,84 | 2,19 |
Источники внешнего финансового дефицита | 0,33 | -0,11 |
изменение остатка средств | -3,04 | -2,85 |
Источник: Минфин России
Средняя цена на нефть марки Urals за первые семь месяцев 2013 г. составила 107,1 долл./барр., что на 10,1 долл. выше цены, заложенной в бюджетных проектировках. По нашей оценке, за этот период федеральный бюджет получил 255 млрд руб. сверхплановых нефтегазовых доходов. С ненефтегазовыми доходами дела обстоят заметно хуже. Поступления внутреннего НДС под влиянием падения темпов роста экономики и налоговых вычетов за январь-июль текущего года были ниже соответствующих поступлений за 2012 г. на 19 млрд руб.
Соотношение поступлений внутреннего НДС и НДС на импорт и ВВП в текущем году заметно ниже, чем в 2011 и 2012 гг., (рис. 1), противоположная ситуация складывается с поступлениями по акцизам, но их доля в общем объеме доходов федерального бюджета заметно ниже, чем НДС.
Рисунок1. Соотношение поступлений по основным видам налогов и ВВП
Источник: Минфин России
Отчетные данные по федеральному бюджету и экономике позволяют уточнить сделанные нами ранее прогнозы исполнения бюджета за 2013 год в целом. Для начала отметим, что темп прироста экономики на 1,8% в консервативном варианте нового макропрогноза Министерства экономического развития на 2013 год получен при гипотезе о заметном ускорении роста во втором полугодии (до 1,9% и 2,2% в третьем и четвертом кварталах соответственно, после роста в 1,6 и 1,2% в первом и во втором кварталах).
В макропрогнозе Центра развития на 2013 год темп прироста ВВП составляет 1,6% (1,7 и 1,8% в третьем и четвертом кварталах соответственно) при сходных с прогнозом МЭР ценах на нефть и инфляции. Доходы федерального бюджета и поступления по основным видам налогов в соответствии с прогнозом Центра развития представлены в таблице 2.
Таблица 2. Прогноз Центра Развития по доходам федерального бюджета, млрд руб.
Прогноз ЦР | Закон о бюджете на 2013 год | |
Доходы | 12969 | 12865 |
Нефтегазовые доходы | 6396 | 5926 |
Ненефтегазовые доходы | 6573 | 6940 |
НДС внутр. | 1924 | 2173 |
НДС на импорт | 1752 | 1925,4 |
Акцизы | 504 | 573,8 |
Доходы от приватизации | 23,5 | 427,7 |
Резервный фонд | 373,4 |
Источник: Данные Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, Минфина России
Из приведенных данных видно, что доходы федерального бюджета в 2013 г. могут быть перевыполнены по сравнению с запланированными на 100 млрд руб., при этом перевыполнение по нефтегазовым доходам составит 470 млрд руб. при недоборе нефтегазовых доходов примерно на 370 млрд руб. В то же время мы предполагаем, что план получения доходов от приватизации в текущем году будет недовыполнен примерно на 400 млрд руб. Формально, при такой ситуации, на пополнение Резервного фонда остается около 70 млрд руб. (при запланированных 373,4 млрд руб.).
Однако и использование данных 70 млрд руб. для этих целей находится под вопросом по двум причинам. Во-первых, такой сценарий возможен при выполнении плана по государственным заимствованиям в объеме 606 млрд руб. За первые семь месяцев сальдо операций на рынках государственных внутреннего и внешнего долгов составило -3,8 млрд руб., и у нас возникают некоторые сомнения в достижимости поставленной цели. Во-вторых, в 2013 г. крайне сложно складывается ситуация с исполнением региональных бюджетов (полугодовой профицит по исполнению консолидированных бюджетов регионов не должен вводить в заблуждение).
Таблица 3. Доходы консолидированных бюджетов регионов, млрд руб.
2012 г. | 2013 г. | |
Доходы консолидированных региональных бюджетов | 3899 | 3698 |
Налоговые и неналоговые доходы | 3088 | 3038 |
Налог на прибыль | 1119 | 835 |
Трансферты | 811 | 660 |
Источник: Минфин России
Как видно из данных таблицы 3, доходы регионов в текущем году в первом полугодии сократились по сравнению с 2012 г. на 201 млрд руб., и это сокращение (в соотношении примерно 2:1) обусловлено 25%-ным снижением поступлений налога на прибыль и резким (почти на 20%) уменьшением трансфертов из федерального бюджета. Возникают опасения, что регионы в таких условиях не смогут выполнить требования указов Президента от 7 мая 2012 г. (по оценке, дополнительные расходы регионов на их реализацию должны составить не менее 1% ВВП). «Разбор полетов» неизбежно предстоит. И в его ходе, конечно, вылезет на поверхность и факт сокращения финансовой поддержки регионов. Какой будет на это реакция Президента Путина? Остается только догадываться.
Подводя итоги, нам кажется, что вполне вероятным сценарием исполнения федерального бюджета в 2013 г. станет неисполнение плана по государственным заимствованиям и дополнительная помощь регионам. Но тогда... речь может идти не о пополнении Резервного фонда, а об использовании средств этого фонда для финансирования федеральных и региональных бюджетных обязательств. Какие уж тут покупки валюты на открытом рынке…
Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №53, 24 августа – 6 сентября 2013 г.