• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На «кубышку» не хватает

В начале сентября объявлено об отказе от планов закупки валюты на открытом рынке для пополнения Резервного фонда. Дело не в том, что Минфин не захотел будоражить неспокойный валютный рынок, причина банальнее – ресурсов для увеличения Резервного фонда в 2013 г. у Минфина нет. Очередной выпуск бюллетеня «Новые комментарии о государстве и бизнесе» от Центра развития НИУ ВШЭ

Данные об исполнении федерального бюджета за январь-июль, на первый взгляд, не дают повода для беспокойства. Профицит за этот период составил 0,8% ВВП. Обращает на себя внимание резкое сжатие бюджета (табл. 1): соотношение доходов бюджета и ВВП снизилось на 2,3 процентных пункта, расходов бюджета – на 2,5 процентных пунктов.

Таблица 1. Исполнение федерального бюджета за январь-июль 2013 года (в % к ВВП)

% ВВПЯнварь-июль 2012 г.Январь-июль  2013 г.
ДОХОДЫ22,2419,77
Нефтегазовые доходы11,469,81
Ненефтегазовые доходы10,789,96
РАСХОДЫ21,3718,99
Процентные расходы0,570,54
Непроцентные расходы20,818,45
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)0,870,77
Ненефтегазовый дефицит-10,59-9,03
Источники внутреннего финансового дефицита1,842,19
Источники внешнего  финансового дефицита0,33-0,11
изменение остатка средств-3,04-2,85

Источник: Минфин России

Средняя цена на нефть марки Urals за первые семь месяцев 2013 г.  составила 107,1 долл./барр., что на 10,1 долл. выше цены, заложенной в бюджетных проектировках. По нашей оценке, за этот период федеральный бюджет получил 255 млрд руб. сверхплановых нефтегазовых доходов. С ненефтегазовыми доходами дела обстоят заметно хуже. Поступления внутреннего НДС под влиянием падения темпов роста экономики и налоговых вычетов за январь-июль текущего года были ниже соответствующих поступлений за 2012 г. на 19 млрд руб.

Соотношение поступлений внутреннего НДС и НДС на импорт и ВВП в текущем году заметно ниже, чем в 2011 и 2012 гг., (рис. 1), противоположная ситуация складывается с поступлениями по акцизам, но их доля в общем объеме доходов федерального бюджета заметно ниже, чем НДС.

Рисунок1. Соотношение поступлений по основным видам налогов и ВВП

Источник: Минфин России

Отчетные данные по федеральному бюджету и экономике позволяют уточнить сделанные нами ранее прогнозы исполнения бюджета за 2013 год в целом. Для начала отметим, что темп прироста экономики на 1,8% в консервативном варианте нового макропрогноза Министерства экономического развития на 2013 год получен при гипотезе о заметном ускорении роста во втором полугодии (до 1,9% и 2,2% в третьем и четвертом кварталах соответственно, после роста в 1,6 и 1,2% в первом и во втором кварталах).

В макропрогнозе Центра развития на 2013 год темп прироста ВВП составляет 1,6% (1,7 и 1,8% в третьем и четвертом кварталах соответственно) при сходных с прогнозом МЭР ценах на нефть и инфляции. Доходы федерального бюджета и поступления по основным видам налогов в соответствии с прогнозом Центра развития представлены в таблице 2.

Таблица 2. Прогноз Центра Развития по доходам федерального бюджета, млрд руб.

 Прогноз  ЦРЗакон о бюджете на 2013 год
Доходы1296912865
Нефтегазовые доходы 63965926
Ненефтегазовые доходы65736940
НДС внутр.19242173
НДС на импорт17521925,4
Акцизы504573,8
Доходы от приватизации 23,5427,7
Резервный фонд 373,4

Источник: Данные Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, Минфина России

Из приведенных данных видно, что доходы федерального бюджета в 2013 г. могут быть перевыполнены по сравнению с запланированными на 100 млрд руб., при этом перевыполнение по нефтегазовым доходам составит 470 млрд руб. при недоборе нефтегазовых доходов примерно на 370 млрд руб. В то же время мы предполагаем, что план получения доходов от приватизации в текущем году будет недовыполнен примерно на 400 млрд руб. Формально, при такой ситуации, на пополнение Резервного фонда остается около 70 млрд руб. (при запланированных 373,4 млрд руб.).

Однако и использование данных 70 млрд руб. для этих целей находится под вопросом по двум причинам. Во-первых, такой сценарий возможен при выполнении плана по государственным заимствованиям в объеме 606 млрд руб. За первые семь месяцев сальдо операций на рынках государственных внутреннего и внешнего долгов составило -3,8 млрд руб., и у нас возникают некоторые сомнения в достижимости поставленной цели. Во-вторых, в 2013 г. крайне сложно складывается ситуация с исполнением региональных бюджетов (полугодовой профицит по исполнению консолидированных бюджетов регионов не должен вводить в заблуждение).

Таблица 3. Доходы консолидированных бюджетов регионов, млрд руб.

 2012 г.2013 г.
Доходы консолидированных региональных бюджетов38993698
Налоговые и неналоговые доходы30883038
Налог на прибыль1119835
Трансферты811660

Источник: Минфин России

Как видно из данных таблицы 3, доходы регионов в текущем году в первом полугодии сократились по сравнению с 2012 г. на 201 млрд руб., и это сокращение (в соотношении примерно 2:1) обусловлено 25%-ным снижением поступлений налога на прибыль и резким (почти на 20%) уменьшением трансфертов из федерального бюджета. Возникают опасения, что регионы в таких условиях не смогут выполнить требования указов Президента от 7 мая 2012 г. (по оценке, дополнительные расходы регионов на их реализацию должны составить не менее 1% ВВП). «Разбор полетов» неизбежно предстоит. И в его ходе, конечно, вылезет на поверхность и факт сокращения финансовой поддержки регионов. Какой будет на это реакция Президента Путина? Остается только догадываться.

Подводя итоги, нам кажется, что вполне вероятным сценарием исполнения федерального бюджета в 2013 г. станет неисполнение плана по государственным заимствованиям и дополнительная помощь регионам. Но тогда... речь может идти не о пополнении Резервного фонда, а об использовании средств этого фонда для финансирования федеральных и региональных бюджетных обязательств. Какие уж тут покупки валюты на открытом рынке…

Андрей Чернявский

Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №53, 24 августа – 6 сентября 2013 г.

 

11 сентября, 2013 г.