• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне в Турции – посткризисная динамика

Среди российских туристов, отдыхающих в Турции, в последние годы стало больше людей рабочих специальностей и имеющих невысокие доходы. Вместе с тем, для туристов с доходом выше среднего Турция осталась популярным туристическим направлением

Группа турецких ученых попыталась определить, как изменился в посткризисный период, с 2007 по 2011 гг., портрет среднего российского туриста, выбирающий турецкие курорты. Одна из участниц этого проекта, Эсра Балли (Esra Balli), представила первые итоги исследования на XIV Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Ширится участие рабочего класса

Исследователи провели две волны опросов российских туристов в аэропорту Анталии в 2007 и 2011 гг. В анкетировании приняли участие 183 и 112 человек соответственно. Это была случайная выборка туристов, ожидающих  обратных авиарейсов.

Как пояснила Эсра Балли, при обработке данных авторы классифицировали путешественников по таким параметрам как пол, возраст, социальный статус, уровень дохода, требования и удовлетворенность качеством сервиса.

Несмотря на относительно небольшой размер выборки, можно сделать вывод, что за последние годы в Турцию стали чаще ездить такие категории туристов, как домохозяйки, пенсионеры и люди, позиционирующие себя как безработные. Так, если в 2007 году среди участвовавших в опросе туристов было 0,5% безработных, в 2011 году эта цифра увеличилась до 3,6%. При этом, людей, занимающих на работе руководящие позиции, наоборот стало чуть меньше, их количество сократилось с 17,5% в 2007 году до 14,3% в 2011.

Важной отличительной чертой россиянина в Турции оказался диплом вуза. В 2007 году 68% опрошенных имели высшее образование, в 2011-м – 74%.

Что касается соотношения представителей рабочих и офисных специальностей, тов 2007 году 7,1% среди опрошенных туристов оказались рабочими. Офисных работников было  30%. В 2011 году пропорции сравнялись – рабочих и офисных специалистов среди путешественников оказалось по 21,4%. «Это может быть связано со следующими факторами: рост уровня жизни в России, растущая популярность Турции, как туристической дестинации среди россиян; увеличившееся число российских туроператоров, демпингующих в условиях конкуренции; улучшение оснащения отельных номеров, что также способствует снижению цен на туры», – предлагает свои объяснения Эсра Балли.

Четыре звезды минимум

Один из важных результатов, по мнению ученых, который проявился в ходе исследования, заключается в том, что большинство российских туристов стали приобретать туры незадолго до дня вылета. Так, в 2007 году период между покупкой тура и поездкой составлял от одного до четырех месяцев для 37,2% опрошенных. В 2011 году 43,8% респондентов заявили, что купили тур за неделю-две до вылета на отдых. Авторы исследования предполагают, что это связано с глобальным ростом использования интернета при покупке туров.

В 2007 году главным источником информации для туристов были туристические агентства. На них указали 52,5%. Далее следовали друзья (45,4%), интернет (33,9%), семья (18,6%), коллеги (15,3%). В 2011 году туристические агентства в качестве источника информации использовали лишь 33%, а количество получающих необходимую информацию о потенциальном отпуске в интернете, увеличилось до 44,6%. Помощью семьи или друзей пользовались лишь 14,3%. 

Стабильными остались предпочтения российских туристов в отношении количества «звезд» в местах отдыха. Так, в 2007 г. 59% россиян указали, что провели отдых в пятизвездочном отеле, в 2011 г. этот показатель практически не изменился – 58,9% останавливались в отелях 5*. Большинство прочих туристов жили в отелях категории 4* – 27,3% в 2007 году, 27,7% в 2011.

Приехать еще

Авторы исследования отмечают, что в 2011 году средний россиянин, отдыхавший на курортах Турции, потратил около 568 $. Общая сумма, которую россияне оставили во время отдыха в Турции, как говорится в исследовании, может достигать около двух миллиардов долл., что составляет 15% доходов турецкой туристической отрасли.

Россияне, отдыхающие в Турции – вторая по численности группа иностранных туристов после немцев. По данным Ростуризма, в 2012 году российские граждане совершили свыше 3 млн 300 тыс. поездок в Турцию (немцы – 5 млн) , из них свыше 2,5 млн в целях туризма. Авторы исследования отмечают, что всего лишь за десятилетний период произошел скачок роста популярности Турции среди россиян. Так в 2001 году, по турецким данным, число российских туристов составило всего 105 000 человек.

Уровень удовлетворенности россиянами качеством турецкого сервиса, если верить исследованию, также растет. Так в 2007 году 22,4% респондентов отметили, что высоко оценивают уровень своей удовлетворенности отдыхом, в 2011 число таких респондентов увеличилось до 40,2%. При этом, за четыре года, на 15% (с 76% до 91%) увеличилось количество россиян, желающих повторить отдых на побережьях Анталии. Авторы исследования связывают это с ростом качества туристического сервиса Турции. Впрочем, стоит учитывать, что после революций «арабской весны» многие россияне могли переключиться на отдых в Турции не только по причинам качества и ценовой доступности, но и безопасности. «Любые проблемы главных конкурентов, конечно, играют на руку туристической отрасли Турции», – соглашается Эсра Балли. Но, по ее мнению, чтобы понять, насколько подобные обстоятельства оказывают серьезное влияние, необходимо проводить отдельное исследование.

Презентация к докладу Э. Балли

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 8 мая, 2013 г.