• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия на энергетическом рынке Европы

Конкурентоспособность российского сырья на мировом рынке оценивает руководитель Центра энергетической политики Института Европы Алексей Хайтун. По его мнению, российский сырьевой экспорт ждут трудные времена

Не боясь упреков в старомодности, считаем, что эффективнее свободной экономики ничего пока не придумано, и что в долгосрочной перспективе каждая страна имеет свою «экономическую нишу», а успех ее долгосрочной стратегии зависит от того, насколько реалистично определены ограничения и адекватна ли им экономическая политика.

Попытаемся определить: что может предложить Россия на европейский рынок энергоносителей? Следует отметить, что научных работ, доказательно отвечающих на вопрос: «каковы факторы и ограничения конкурентности российской энергетики на основном рынке сбыта – в странах Европы?», мы пока не нашли.

«Россия – крупнейшая страна-производитель энергоресурсов. Значимость экспорта нефти и особенно газа для экономики страны не подлежит сомнению». В политическом аспекте экспорт природного газа и нефти (последнее – в меньшей степени) – главный инструмент, позволяющий стране участвовать в определении стратегии развития современной Европы». К этому в концентрированном виде сводится позиция сторонников экспорта энергоресурсов, к которым относятся разработчики «Энергетической стратегии России».

Подобный консенсус впечатляет, однако не ясны экономические механизмы достижения целей, поставленных Энергетической стратегией.  Это очевидно и для субъектов указанной стратегии – нефтяных корпораций. К примеру, глава Союза нефтегазопромышленников России Г. И. Шмаль спрашивает: «Почему мы пытаемся называть «стратегией» документ, никоим образом не раскрывающий рыночные инструменты и механизмы, с помощью которых и следовало бы добиваться поставленных целей?... Добыча углеводородного сырья становится все более трудоемким занятием. Сегодня фактически вся перспектива развития нефтяной отрасли на период до 2015 года в России базируется на старых освоенных районах, где доля трудно извлекаемых запасов составляет уже около 60%. Возобновление энергоресурсов в нашей стране в XXI веке может происходить только за счет освоения минерально-сырьевых ресурсов Сибири, Дальнего Востока, шельфов арктических морей. Это очень дорогостоящие проекты, требующие не одного десятка миллиардов долларов. Естественными условиями долгосрочных капиталовложений становятся гарантии окупаемости вложений и обеспечения приемлемой рентабельности проектов. Стратегической политикой должны предусматриваться соответствующие механизмы, но их нет».

Между тем с самого начала ясно, что Россия в исторической перспективе диктовать на Европейском рынке энергоресурсов не может. Хотя бы потому, что на ее долю приходится примерно 13% доказанных мировых запасов нефти и газа, тогда как на страны Аравийского полуострова – до 40%.

Условия добычи и стоимость транспорта нефти на рынки Европы из Саудовской Аравии и из Тюмени, а в дальнейшем – арктических шельфов, также не в нашу пользу. По газу эффективность транспортировки,  по-видимому, относительно высока в силу вполне специфических причин:  в советский период была создана мощнейшая система магистральных газопроводов «Западная Сибирь – Европа», инвестиции в которую не отягощают себестоимости экспортируемого газа. Но и здесь необходимо анализировать текущие транспортные издержки, а также закладывать резерв для восстановления магистральных газопроводов за пределами относительно близкого срока окончания их безаварийной эксплуатации.

Неконкурентоспособность продукции северных регионов уже давно предопределена недальновидной стратегией развития Севера России. Были созданы ненужные в столь суровых районах города, размещена избыточная промышленность

Имеются и более общие соображения по проблеме конкурентности экспорта российских энергоресурсов (а более широко – полезных ископаемых) в Европу. Суть этой концепции в том, что Россия неконкурентоспособна на мировом и европейском рынках энергоресурсов по определению, в силу своих географических и природно-климатических условий.

Хотелось бы добавить, что эта неконкурентоспособность продукции северных регионов уже давно предопределена недальновидной стратегией развития Севера России. Были созданы ненужные в столь суровых районах города, размещена избыточная промышленность. Теперь проблема встала со всей очевидностью. Причина – возрастание затрат по сравнению с районами умеренного климата. Естественно, о конкуренции на мировом рынке никто и не думал.

Однако именно в этих районах находится 60-95% важнейших ресурсов России: энергоносителей, редких металлов, золота, леса. Особенно неблагоприятны условия добычи энергоносителей, которые не относятся к продукции с высокой удельной стоимостью, как, например, золото. Кроме того, внутриматериковое расположение месторождений энергоресурсов, отдаленное на тысячи километров от районов потребления, обусловливает неизбежность транспортировки нефти и газа почти целиком по суше (трубопроводами). 

В целом по разделу «Энергия и транспорт» производство чего бы то ни было, а тем более доставка продукции из России в направлении «Восток–3апад» по общим экономгеографическим соображениям невыгодны. Проведем оценку области конкурентности российских энергоносителей на рынках Европы сейчас и на перспективу до 2015 года.

Возможности экспорта в Европу каменного угля крайне ограничены по следующим соображениям.Старые месторождения в значительной степени выработаны и, в основном, «завязаны» на существующую металлургию и электроэнергетику. Новые месторождения угля России расположены в Печорском и Таймырском бассейнах, на севере Ленского бассейна, в Зырянском бассейне. Массовые поставки в Западную Европу возможны только морским транспортом через Ледовитый океан, то есть с большими затратами на его создание и эксплуатацию. Относительно близки к Европе угольные месторождения Кемеровской области, но угли здесь глубокого залегания, а плечи доставки по железной дороге делают их поставки в Европу заведомо неэффективными.

Конкурентность экспорта российской электроэнергии на Запад  также проблематична.

При передаче энергии ТЭС, работающих на нефти и газе, транспортные издержки аналогичны или выше совокупной стоимости трубопроводного транспорта нефти и газа. Разумеется, это не исключает экспорт избыточных мощностей ТЭС, особенно при «ножницах» внутренних и экспортных цен, но тенденции данный факт не изменяет. Экспорт электроэнергии угольных электростанций, во-первых, сопряжен с экологическими ограничениями, а во-вторых, возможен лишь из центра страны. Здесь запасы энергетических углей истощаются.

 Что касается экспорта в Европу электроэнергии от гидростанций, то ситуация вполне определилась: мощные и эффективные гидростанции или остались за пределами России (Нурекская и Рогунская ГЭС, например), или находятся в Восточной Сибири, то есть за пределами эффективной дальности транспортировки электроэнергии на Запад. Гидроресурсы Среднерусской равнины  на рынке не эффективны.

Себестоимость добычи нефти на Ближнем Востоке и в Ливии составляет 2-6 долл. США за баррель при глубине залегания до 2 км. Нефть расположена вблизи океанских портов, что резко сокращает транспортные издержки.

В России себестоимость добычи нефти оценивается в 6-14 долл. США за баррель без полного учета затрат на создание и поддержание инфраструктуры, при крайне низкой заработной плате. При выравнивании уровня заработной платы со стандартами развитых стран, доведении производственной и социальной инфраструктуры районов добычи до приемлемого минимума, можно ожидать увеличения средней себестоимости добычи действующих месторождений в полтора раза. Себестоимость нефти с новых месторождений ввиду увеличения глубины залегания пластов достигнет 22-24 долл. США, даже если не полностью учитывать удорожание инфраструктуры.

Стоимость транспортировки российской нефти в несколько раз выше транспортировки ближневосточной: средняя дальность доставки по нефтепроводам превышает 3000 км (Ливия – 600 км, Норвегия –1000 км); часть поставок производится на морских судах и железнодорожном транспорте, тогда как основную массу мировых поставок нефти из Ближнего Востока осуществляют океанские суда (в десятки раз дешевле железнодорожного транспорта). В целом, относительное по сравнению с основными конкурентами удорожание по транспортной составляющей в себестоимости нефти из России достигает 2 и более раз. В связи с этим возможное снижение мировых цен на нефть ниже 40 долл. США за баррель сделает экспорт российский нефти невыгодным. Все же, при прогнозируемой вилке цен 50-60 долл. за баррель, объем поставок российской нефти в Западную Европу останется существенным, а основным конкурентом России станет нефть прикаспийских месторождений.

Европейский рынок газа монополизирован и управляется долгосрочными контрактами, в которых активно участвует Газпром. Некоторый элемент рыночной конкуренции вносят поставки сжиженного природного газа (СПГ) по краткосрочным контрактам.

В настоящее время Россия обеспечивает 26% потребления и 66% импорта природного газа в страны ЕЭС. Из-за кризиса российская доля импорта природного газа может сократиться до 24%. Среднее транспортное плечо для газа по России – 2200 км, а при экспорте (если учесть страны СНГ) – порядка 3700 км. Себестоимость российского газа на скважине 4 долл. США за 1000 кубометров.

Это последний относительно «дешевый» газ: себестоимость газа со Штокмановского месторождения Охотского моря по расчетам Газпрома поднимется до 5,7-6,0 долл. США за 1000 м. Средняя цена транспортировки из России может вырасти вдвое. Экспорт газа из Западной Сибири, уже сейчас идет до середины Франции. Далее, к западу континента, экспорт российского газа нерентабелен.

Сильным конкурентом выступают новые газовые месторождения Прикаспия, Ливии и Алжира, а также Центральной Африки, транспортные плечи которых существенно короче, а условия добычи, как минимум, не хуже. Вместе с тем, имеется уверенность в масштабном экспорте на Европейский рынок больших количеств  российского природного газа.

Итак, значительная часть разведанных ресурсов России, а тем более перспективных, неконкурентны на мировом и, особенно, европейском рынках. В России не так уж много месторождений энергетических ресурсов, пригодных для разработки в условиях свободного мирового рынка, а тем более – конкурентных на рынках Европы.

Мы оцениваем долгосрочные перспективы российских энергоносителей на рынке Европы как не вполне надежные. Это может препятствовать крупномасштабным инвестициям в энергетический сектор России. Однако без крупных инвестиций в развитие энергетики России ее роль «энергетической сверхдержавы» становится проблематичной.

Алексей Хайтун, Центр энергетической политики ИЕ РАН

14 сентября, 2009 г.