• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исидро Агийо: Российские вузы игнорируют возможности Интернета

Рейтинги вузов приобрели в мире небывалую популярность. Один из самых необычных – Webometrics – ранжирует университеты по их интернет-активности. Российские вузы сильно отстали. О целях и возможностях такого инструмента Opec.ru рассказал идеолог Webometrics Исидро Агийо (Isidro Aguillo).

На рейтинги вузов ориентируются абитуриенты, профессора, чиновники и инвесторы, – они стали реально определять положение университетов в мировой табели о рангах. Традиционные рейтинги сравнивают университеты по числу публикаций, нобелевских лауреатов, соотношению студентов и профессоров и т.д. Webometrics (www.webometrics.info) оценивает интернет-активность вузов. Этот рейтинг готовит Cybermetrics – исследовательская группа при крупнейшем в Испании исследовательском центре Consejo Superior de Investigaciones Cientificas (Высший совет по научным исследованиям, CSIC), объединяющем 126 центров и институтов Испании. Работу CSIC поддерживает министерство науки, инноваций и образования, а важнейшая цель центра – способствовать научному прогрессу и повышению технологического уровня страны.

Исидро Агийо, рассказавший Opec.ru об интернет-рейтинге вузов – завлабораторией киберметрии CSIC при Министерства науки, инноваций и образования Испании.

Сайт как зеркало качества вуза

 Господин Агила, в чем привлекательность вашего рейтинга? Чем он отличается от всех прочих?

Во-первых, у нас особенная тематика. Если вы обратитесь к другим рейтингам, например, Шанхайскому, то вы увидите, что они характеризуют прежде всего университетскую науку. За основу взята здравая идея: хороший университет строится вокруг сильных исследований. Если мы измерим их (по цитированиям научных статей, числу нобелевских лауреатов и т.д.) – получим адекватную картину качества не только науки, но и образования.

У нас другой подход. Мы измеряем не столько науку, а общую информационную активность вуза в Интернете. Например, если профессор выкладывает на своей странице вспомогательные материалы для студентов и на них много ссылаются, – можно предположить, что с квалификацией и актуальностью у него все в порядке. Наши индикаторы показывают, есть ли вокруг вуза живое интеллектуальное сообщество, востребованное в стране и в мире.

Второе отличие: мы не концентрируемся на топовых исследовательских вузах, а стараемся максимально охватить развивающиеся страны и регионы – Латинскую Америку, Африку, Юго-Восточную Азию и т.д. Такого подхода требует глобализация.

По каким параметрам вы измеряете рейтинги вузов?

Сегодня, когда у большинства вузов есть веб-сайты, все довольно просто. Мы смотрим на общее число доступных на сайте страниц, число вывешенных на нем документов Word, PowerPoint, PDF, а главное – на число ссылок на вузовский сайт «со стороны». Мы называем такую систему «виртуальный референдум»: всякий, у кого есть страничка или блог, может поставить ссылку на сайт университета, если сочтет его заслуживающим внимания. Чем больше таких ссылок – тем выше место университета в нашем рейтинге, тем он лучше.

Ваш подход дает иную картину мирового научно-образовательного ландшафта, нежели рейтинги исследовательских университетов?

Нет, наоборот. Первые две сотни лидеров Webometrics примерно те же, что и в рейтингах газеты Times Higher Education и Шанхайского института. Немного отличается лишь порядок мест в иерархии. Сообща мы демонстрируем, что связь между качественной наукой и веб-присутствием весьма сильна.

А вот после второй сотни начинаются серьезные расхождения, что неудивительно –настоящих исследовательских университетов в мире как раз около 200. В остальных наука уступает место общественным, образовательным и прочим функциям, которые мы меряем иначе, чем коллеги.

Глобальная гонка университетов

Насколько велика роль английского языка в обеспечении популярности университета?

Дело не только в английском языке. Мы заметили, что в не-англоязычных странах сотрудники вузов публикуют в Сети сравнительно меньше информации. Однако есть страны, которые широко используют английский, – например, Тайвань. В нашем рейтинге он обогнала Корею. Из «старых» развитых стран больше англоязычных материалов у Германии, а вот Франция традиционно неохотно использует иные языки, помимо своего государственного. Поэтому и ее наука и образование известны в мире меньше немецких, что видно по нашему рейтингу.

Но еще большее, принципиальное значение использование английского имеет для развивающихся стран.

Есть ли государства, стремительно улучшающие свои показатели по вашему рейтингу?

Да, несомненно. Например, Канада, – за счет включения в мощное образовательное сообщество США. В Европе хорошо развиваются скандинавские страны, вкладывающиеся в свои ключевые университеты – по 1-3 на страну. Для остального мира принципиальны размеры вуза: чем он больше, тем сильнее веб-присутствие.

 А отражаются ли в Webometrics колоссальные инвестиции Китая в образование и науку?

Конечно! Для развития образования и R&D деньги имеют принципиальное значение. Но в случае с КНР нужно говорить не только о суммах, но и о политических мерах. Большие деньги идут не всем, а только лучшим. Многие из китайских университетов, несколько лет назад стартовавшие в нашем подсчете с top-500, ныне приближаются к первой сотне. Это феноменальный успех.

Случай России

 

 


 


 


Результаты по отдельным критериям

 


 


 


Мировой рейтинг

ВУЗ

 


 SIZE

 VISIBILITY

 RICH FILES

 SCHOLAR

 

 

 

 

 

 

186

Lomonosov Moscow State University

 

328

168

366

149

 

927

Saint Petersburg State University *

 

1,252

1,227

601

855

 

949

Novosibirsk State University

 

874

1,200

1,004

1,224

 

1143

State University Higher School of Economics

 

523

1,888

1,143

673

 

1219

Moscow Institute of Physics and Technology

 

699

1,459

1,649

1,920

 

1279

Tomsk State University

 

913

1,844

1,635

851

 

1556

Bauman Moscow State Technical University

 

1,319

1,698

2,689

1,971

 

1624

Saint Petersburg State Institute of Fine Mechanics and Optics

 

1,248

2,728

1,125

773

 

1648

Altai State University

 

1,562

2,555

1,860

381

 

1702

Kazan State University

 

1,854

2,646

1,417

602

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Webometrics Ranking of World Universities" (Cybermetrics Lab)

Россия подобными успехами похвастать не может. Всего один университет попал в top-500, это МГУ, находящийся на 186 месте в мире. В чем причина такого провала?

Мы обнаружили, что многие российские университеты не воспринимают Сеть серьезно. По нашим данным, свыше 40 вузов страны имеют более одного веб-адреса. У некоторых университетов по три разных портала. Это не только ухудшает их рейтинг, но и запутывает студентов и абитуриентов. Один из вопиющих примеров – Санкт-петербургский государственный университет и его порталы http://www.spbu.ru/ и http://pu.ru/. Вуз, возможно, заслуживает попадания в top-200, но находится на 927 месте. Это результат неверной политики администрации.

Вторая проблема связана с недостатком англоязычной информации. Ни один российский вуз не соответствует нашим условным нормативам, согласно которым 30% текстов должны быть переведены на английский. При этом ваши вузы не только имеют мало переводных текстов, но и размещают их в труднодоступных местах, иногда совершенно оторванных от русскоязычного портала.

Если эти недочеты исправить, несколько российских университетов могут войти в top-500. По моему ощущению, там должно быть не менее 10 вузов из России, а в top-200 – 2-3.

К сожалению, в последние 4-5 лет позитивной динамики в России мы не видим. Сейчас в мире очень активно развиваются электронные научные библиотеки свободного доступа. Практически все издатели научных журналов мирового уровня разрешают вузам и НИИ создавать такие библиотеки трудов своих авторов. Ни у одного российского университета подобной библиотеки нет.

Скажем, Высшая школа экономики размещает ссылки на свежие статьи своих сотрудников, но скачать и прочесть их могут лишь те, кто имеет доступ к специальным сторонним базам данных, а таких пока меньшинство.

Что еще Вы можете порекомендовать российским вузам?

До сих пор я говорил скорее про тактику. Стратегически принципиальным мне кажется вот что: Россия – огромная страна с гигантским количеством вузов. Вам нужно прежде всего наладить обмен информацией между ними. Пока, по моему ощущению, российские вузы не заинтересованы в тесном сотрудничестве друг с другом. Они разобщены и не получают бонусов от участия в общем информационном пространстве, которое удалось построить другим развивающимся странам. Такое пространство должно охватывать не только вузы России, но и всей Восточной Европы – Украины, Польши, Чехии и т.д.

И, конечно, информационный обмен не должен навязываться сверху, руководство вузов должно предоставлять возможности и распространять истории успеха. Каждому преподавателю и ученому нужно создать доступ к личной страничке, на которой он может размещать все, что сочтет нужным. Успех в Сети возможен только усилиями сотрудников, а не директора.

Не стоит забывать и об учащихся. Самый интересный блог, который я недавно читал, вел как раз аспирант. Он в деталях описывал прогресс своей диссертации и возникающие сложности. Если вы считаете, что студенту пока рано вести университетский блог, – доверьте это профессору, которому есть что сказать.

Вам знаком российский рейтинг мировых университетов, созданный МГУ и компанией «РейтОР»? В нем МГУ находится не на 186-м, а на 5-м месте.

О да, я ознакомился с ним. Методология кажется мне разумной, но результаты ее применения, честно говоря, удивляют.

Иван Стерлигов

Краткий вариант этого интервью опубликован на портале РИА «Новости»

22 июня, 2009 г.