• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Как интернет влияет на политические протесты

На уличные демонстрации чаще выходят те, кто узнает информацию в Сети, а не из телевизора.

 АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Элеонора Киркижмагистрант университета Мангейма, Германия; стажер-исследователь Лаборатории интернет-исследований (ЛИНИС) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2013–2015 годы).
Олеся (Елена) Кольцова, заведущая ЛИНИС НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

К участию в протестах расположены люди с интересом к политике, левыми взглядами и ценностями постматериализма. На демонстрации с большей вероятностью пойдут те из них, кто интересуется новостями в Сети, выяснили Олеся Кольцова и Элеонора Киркиж.

Ученые проанализировали воздействие интернета на протестное поведение. Их исследование базируется на материалах шестой волны опросов WVS (World Values Survey) — всемирного научно-исследовательского проекта по изучению ценностей (2010–2014 годы). Помимо России в выборку вошли 48 стран. Результаты работы представлены в журнале «Полития» в статье "Влияние интернета на участие в протестах"

Из Сети на «баррикады»

В фокусе исследования самый распространенный вид протеста — мирные демонстрации. Интернет рассматривался не как «организатор», а как источник информации о них, поэтому главным фактором влияния стало чтение онлайн-новостей.

Получение новостей в Сети повышает вероятность участия в мирных демонстрациях, сделали вывод ученые. Это характерно для разных стран, правда, не везде проявляется одинаково. Слабее всего — в Перу, России и Казахстане, сильнее — в Пакистане, Египте и Таиланде. Ученые пока не изучили причины страновых различий влияния интернета на протесты.

Выступлениям также способствует информация от друзей и коллег (при недоступности интернета именно личное общение становится основным средством протестной мобилизации). А вот смотрит ли человек телевизор, совершенно неважно. По мнению ученых, это неудивительно: телевидение — средство коммуникации, наиболее подконтрольное политическим элитам.

Протестовать более склонны люди политически активные, с левыми взглядами, которым дороги ценности постматериализма (самовыражения, качества жизни и пр.). Иными словами, «протестуют не столько жертвы угнетения, сколько те, кто стремится улучшить свою жизнь и свое общество». Именно ценности заставляют людей искать ресурсы (в том числе онлайн-новости) для решения важных проблем. Проблемы, они же стимулы к протесту, могут быть как индивидуальными, так государственными — от потери работы конкретным протестующим до высокого уровня безработицы и отсутствия свободы в стране.

Признаки демонстрантов

Результаты исследования показали:

  • люди, использующие интернет в качестве источника новостей, с большей вероятностью будут участвовать в мирных демонстрациях;
  • более склонны к участию не просто потребители интернет-новостей, а потребители с определенным признаком: основанием для недовольства (имеют значение отсутствие работы и доход); ресурсом (чтение онлайн-новостей и получение информации из других источников, включая ТВ, друзей и образование); ценностями (политические взгляды, интерес к политике, самовыражение и т.д.).
  • обладающие определенным признаком и использующие интернет как новостной источник, больше настроены на демонстрации, чем потребители интернет-новостей и носители данного признака по отдельности. То есть человек, интересующийся политикой и читающий новости онлайн, скорее выйдет протестовать, чем тот, кто политикой интересуется, но информацию из Сети игнорирует. 

Материалы по теме

Информационная перегрузка

Варвара Чумакова о том, как выжить в современной медиасреде

Научный лексикон-2017

10 важных, странных и самых интересных научных понятий на IQ.HSE

Дружба на три месяца

Как менялся образ американского президента в российских СМИ

Отречение как исключение

Как изменится институт престолонаследия в Японии