• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые выяснили, как успеваемость формирует окружение школьников

Исследователи Высшей школы экономики и Венского медицинского университета, анализируя данные в социальной сети «ВКонтакте», обнаружили и описали зависимость между академической успеваемостью и кругом общения школьников и студентов. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.

Склонность общаться с людьми, которые имеют сходные черты — одна из основных движущих сил в формировании и развитии социальных связей.

Притяжение похожих людей проявляется, в том числе, в сфере академической успеваемости. Друзья могут иметь похожие оценки по двум причинам. Во-первых, они могут влиять друг на друга. Например, хорошо успевающие ученики  могут помочь своим товарищам начать лучше учиться. Во-вторых, они могут просто предпочитать дружить со сверстниками со схожей успеваемостью.

Понять, что именно ведет к тому, что успеваемость друзей похожа, не так просто. Для этого нужно отслеживать эволюцию их связей на протяжении длительного времени. Авторы статьи нашли способ преодолеть это ограничение. Вместо того чтобы проводить серию опросов, они собрали данные из социальной сети «ВКонтакте» об онлайн-взаимодействии 6000 школьников и студентов на протяжении 42 месяцев.

«Можно было бы ожидать, что онлайн-среда, в которой каждый может общаться с кем угодно, будет смягчать сегрегацию по академической успеваемости. Однако, это не так: в социальной сети академическая успеваемость остается важным критерием, по которому школьники и студенты выбирают друзей, причем со временем круг общения становится все более однородным», — поясняет автор исследования, младший научный сотрудник Институт образования НИУ ВШЭ Иван Смирнов.

Оказалось, что это увеличение однородности не может быть объяснено изменением оценок. Причина — изменение дружеских связей. Если изначально их распределение относительно равномерно, то со временем учащиеся предпочитаю устанавливать новые связи с похожими сверстниками и разрывать с теми, кто наиболее отдален от них по академической успеваемости.

Полученные результаты могут быть важны для понимания процессов воспроизводства неравенства. Учеба в селективном университете предоставляет не только образовательные ресурсы, но уникальную возможность установить социальные связи, которые окажутся полезными в будущем. Однако если студенты, попавшие в университет из менее престижных школ, будут общаться между собой и не будут общаться с наиболее успевающими студентами, то это может существенно ограничить их возможности для восходящей социальной мобильности.

Это обстоятельство может иметь особое значение в цифровую эпоху, когда социальные сети стали главным информационным ресурсом для молодых людей. «ВКонтакте», например, называют основным источником получения новостной информации о стране и мире более 70% молодых людей. Социальные сети устроены так, что в основном показывают контент от друзей пользователей. Результаты исследования означают, что пользователи с разной успеваемостью могут оказаться изолированы в разных частях цифрового пространства.

Автор текста: Смирнов Иван Борисович, 15 сентября, 2017 г.