• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проклята, но не забыта

Как запрещенная в СССР педология дала начало профессии будущего

«Республика ШКИД», Г.И. Полока. 1966

В начале XX века выдающийся психиатр Владимир Бехтерев и не менее известный психолог и основоположник экспериментальной педагогики Александр Нечаев увлеклись педологией — прикладной наукой, которая синтезировала подходы медицины, биологии, психологии и педагогики. Педологи разрабатывали тесты для оценки развития детей. Однако во времена советской власти педология наряду с генетикой и другими прогрессивными веяниями — попала в опалу. А вместе с ней — тесты и зарождающаяся психометрика. О том, что из себя представляет психометрика, и как она может приводить к тектоническим сдвигам в государственных системах в авторской колонке рассказывает Инна Антипкина, научный сотрудник Института образования ВШЭ.



Инна Антипкина,
научный сотрудник
Института образования НИУ ВШЭ




За рубежом психометрике больше ста лет. Изначально это была наука о том, как делать инструменты для измерения психических феноменов. Сегодня психометрика — это наука про качество данных, инструменты их сбора и правильную интерпретацию. Программисты говорят: «Мусор на входе — мусор на выходе». Психометрический анализ как раз обеспечивает чистоту исследования «на входе», то есть, на этапе измерений.

В нашей стране измерения были репрессированы вместе с педологией в 1936 году, и больше, чем на полвека, исчезли как самостоятельная область. За рубежом педология трансформировалась в child studies — науку о развитии детей, а измерения выросли в отдельную науку — психометрику, которая давно перешагнула тесные рамки тестов и опросников. Без измерений и оценивания невозможны современное образование, психология и рекрутинг.

Например, в развитых странах типична вакансия школьного психометрика, который — на уровне одной школы — собирает данные о динамике образовательных результатов и готовит аналитику. На другом конце спектра — грандиозные международные сравнительные исследования, которые приводят к тектоническим сдвигам в образовательных системах государств.

Например, когда в 2001 году были опубликованы итоги первого исследования PISA, представители образования Германии пережили потрясение. Ведь они увидели, что результаты их учащихся ниже среднего. Это так и окрестили: PISA-шок. Отгоревав, немцы удвоили госбюджет на образование, усилили поддержку уязвимых групп населения (детей мигрантов, детей с особыми потребностями) и к 2009 году показали прогресс. Австралия пережила свой PISA-шок в 2009 — и тоже перекроила приоритеты своей образовательной политики, сделав акцент на подготовке учителей. А ведь за качество измерений в таких исследованиях как PISA, TIMSS, PIRLS и прочие отвечают психометрики.

Между этими полюсами есть еще много всего: национальные мониторинги и системы экзаменов, тесты на сертификаты (вспомните хотя бы TOEFL и IELTS), корпоративные университеты, онлайн-курсы и вообще все, где учат, а значит — измеряют результаты. Это огромные рынки и огромная ответственность.

В HR психометрики помогают развитию компаний: руководят отбором кадров, налаживают процессы обучения и профессионального роста. Выстраивают оценивание, чтобы инвестиции в человеческий капитал оправдались.

При этом инструменты современных психометриков уже давно не только бланки тестов и опросников — это симуляции, дополненная реальность и другие мультимедийные формы. Любые цифровые следы становятся источниками данных, а диагностика встраивается в чат-боты и компьютерные игры. Проверять экзамены помогают алгоритмы, даже когда дело касается такого сложного материала, как сочинения или эссе.

Сейчас психометрики всего мира решают новые, немыслимые прежде, задачи. Они оценивают сложное, например, навыки XXI века: креативность, коммуникативность, критическое мышление. Выравнивают образовательные перспективы, создавая специальные версии экзаменов для людей с ограниченными возможностями. Делают работающие инструменты для разных культур.

Психометрику относят к профессиям будущего, а специалистов приглашают работать в разные страны (например, в Канаду). Эта наука может претендовать на звание королевы междисциплинарности. Она формирует доказательность в самых разных исследовательских и прикладных областях образования, психологии, HR, медицины. И что важно — объединяет людей с разным бэкграундом: психологов, филологов, социологов, историков, педагогов, инженеров. После десятилетий забвения, наука об измерениях раздвигает границы и открывает новые возможности.
IQ

Автор текста: Антипкина Инна Вениаминовна, 24 июля, 2019 г.