• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России продолжает падать спрос на рынке услуг

О падении спроса или отсутствии изменений заявили в 85% компаний.

Меньше востребованы практически все виды услуг, особенно рекламные и риелторские, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в материале по результатам мониторинга делового климата в сфере услуг в III квартале 2017 года.

У 30% фирм уменьшилась прибыль. В первую очередь у тех же рекламщиков и риелторов. Они же наиболее активно сокращали штаты. Незначительно увеличили число сотрудников в стоматологических клиниках, страховых компаниях и ломбардах.

Деловой климат в отрасли остается неблагоприятным. В III квартале позитивно настроены были только поставщики страховых, санаторно-курортных и творческих/развлекательных услуг.

Не в лучшую сторону меняется ситуация для ломбардов. Интерес к ним активизировался в  2015 – начале 2016 гг., в самый трудный для потребителей период. Но уже шесть кварталов подряд так называемый «индекс ломбардов» снижается. По словам директора ЦКИ Георгия Остапковича, это свидетельствует о том, что население со средними и низкими доходами сумело отрегулировать личные бюджеты, приспособиться к «новой реальности» и более низкому уровню потребления.

Но сервисному бизнесу от этого не вырасти. Он напрямую зависит от покупательской активности, причем здесь и сейчас, без расчета на будущие доходы. «В отличие от жилищного строительства или торговли товарами длительного пользования феномен накопления отложенного спроса для сферы услуг не срабатывает: отмененная туристическая поездка, пропущенный спектакль, не купленная страховка остаются в прошлом и не будут компенсированы ажиотажным спросом при улучшении благосостояния населения», – поясняет Георгий Остапкович.

Дефицит платежеспособного спроса уже три года подряд возглавляет рейтинг факторов, не позволяющих рынку услуг развиваться. В III квартале 2017 года главным тормозом для своих компаний эту проблему назвали 47% предпринимателей.

 

22 сентября, 2017 г.