• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потребителям стало лучше

Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) НИУ ВШЭ изучил потребительские настроения российского населения в I квартале 2018 года*. Они улучшаются, но от оптимизма далеки.

Четверть россиян не удовлетворена своим материальным положением. Почти 85% ожидают роста цен. Доходы около половины семей обеспечивают им лишь базовый уровень потребления, исключая возможность сберегать деньги или приобретать дорогостоящие товары.

За последние 12 месяцев эти оценки стали позитивнее, а итоговый индикатор — индекс потребительской уверенности (ИПУ)** — в I квартале 2018-го достиг максимального значения за 3,5 года. Однако продолжает оставаться в отрицательной зоне (-8%), что не лучшим образом характеризует отношение граждан к экономической ситуации и личному финансовому положению.

ИПУ растет практически непрерывно с I квартала 2016 года, пройдя путь от локального минимума (-30%) до отметки (-8%). Но этот рост — компенсационный, пока лишь отыгрывается резкое падение потребительской уверенности в 2014–2015 годах.

В последнее время изменилась позиция РФ и в международном рейтинге ИПУ, включающем ряд европейских стран. За два года Россия переместилась в нем с предпоследнего места ближе к середине. Впрочем это происходило только относительно государств Восточной Европы. Для сравнения ИПУ лидирующих в рейтинге Финляндии, Нидерландов, Дании и Швеции составляет 27%, 19%, 17% и 15% соответственно.

На потребительских настроениях в России положительно сказались прекращение снижения реальных располагаемых доходов населения и помесячный рост зарплаты в организациях, наблюдаемых официальной статистикой. Негативный тренд могут задать усиление геополитической напряженности, падения курса рубля, а также демографические процессы.

«Численность россиян старшего возраста постоянно увеличивается, а именно они всегда дают наиболее пессимистические ответы на вопросы обследования, — поясняет директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Дополнительно, учитывая ментальность и потребности пожилых людей, будет сокращаться доля потребления и, соответственно, производства дорогостоящих товаров длительного пользования (автомобилей, сложной бытовой техники, мебели и т.д.). Одновременно можно ожидать сокращения экономической активности и мобильности граждан. Стареющее население, скорее всего, предпочтет накапливать и сохранять сбережения для обеспечения относительно комфортной пенсии».

* Мониторинг основан на опросах более 5 тыс. жителей РФ в возрасте от 16 лет, ежеквартально проводимых Росстатом.
** Обобщающий индекс потребительской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

4 мая