• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В бидоне уже не модно

История появления молочных пакетов в СССР

Холодная война повлияла не только на идеологию и военную отрасль Советского Союза, она также стала локомотивом развития экономики потребления. В частности, в отношении продуктов питания. В журнале Russian History вышла статья* историка ВШЭ Елены Кочетковой о развитии советской молочной промышленности и производства молочной упаковки в послевоенный период. В ней автор рассказывает, как молоко стало объектом госпропаганды и почему в СССР появился «Тетра Пак».

Ветер перемен

После Второй мировой войны во многих странах стремительно развивалась химическая отрасль и, как следствие, целлюлозно-бумажная, текстильная, пищевая и другие промышленности. Рост производительности привел к тому, что страны стали соревноваться в уровне потребления и условиях жизни своих граждан. Лидировали США и страны Западной Европы. 

Восточный блок также стал уделять больше внимания развитию внутреннего спроса и улучшению уровня жизни. Однако для стран соцлагеря главной задачей стало преодоление свойственных плановой экономике хронического дефицита, низкого качества и скудного ассортимента товаров.

В Советском Союзе с середины 1950-х годов стал намечаться рост объемов потребления. Однако в целом он был куда ниже западного уровня. Некоторы исследователи считают, что советские товары характеризовались внутренним качеством, но не обладали стилем, красотой, удобством и эргономичностью. Они создавались исключительно как утилитарные предметы, предназначенные для выполнения определенных функций. 

Другие, однако, указывают, что советские специалисты, по крайней мере, в 1960-х годах задумывались об эстетической стороне товаров, об их внешнем виде и дизайне. Политика Никиты Хрущева открыла новый, западный тип потребления. Стало понятно, что важную роль играет не только сам товар, но и его упаковка и подача. Это изменение особенно ощутимо на примере эволюции технологий производства и распространения молока и молочной продукции. 

Догнать и перегнать!

В дореволюционной России молочная отрасль специализировались в основном на производстве масла и сыров. До 1917 года объем ее продукции достигал 2 млн тонн в год, из них 95% приходилось на сыры. Сыроварни главным образом располагались в Сибири и Прибалтике. 

В первые десятилетия советской власти объем производства молока увеличился в 20 раз по сравнению с дореволюционным периодом. 

«Молоко традиционно было одним из базовых продуктов питания в России, и с приходом к власти большевиков вопрос о его потреблении был включен в идеологическую повестку дня. Увеличение спроса на него было важным вопросом, поскольку позволяло государству производить востребованный продукт,» — комментирует автор исследования.

Согласно советской статистике, молокозаводы производили 1,3 млн тонн молока в 1940 году и 8,3 млн тонн молока в 1960 году. В хрущевское десятилетие были открыты такие крупные предприятия как «Останковский» и «Очаковский» молочные комбинаты и «Черкизовский» молочный завод. В целом в период с 1959 по 1964 годы молочное производство увеличилось на 15%. Если в 1940 году в стране насчитывалось около 200 молокозаводов, то в 1960 году их было уже 307. 

После Второй мировой войны в Союзе началась активная пропаганда молока и молочной продукции. Упор был сделан на научное подтверждение их пользы. В городах проводились специальные мероприятия, на которых медицинские работники рассказывали посетителям о ценности молочки и ее полезных свойствах в борьбе с различными заболеваниями. Кроме того, рабочим, занятым на вредных производствах, ежедневно выдавали по пол-литра молока.

«В хрущевский период государство, беря на себя функцию производства большего количества молока, с одной стороны, преследовало задачу изготовления базового продукта питания, а, с другой стороны, стремилось соревноваться со странами Запада. Победа в соревновании показывала бы, что советское сельское хозяйство и производство мощные, а советский человек хорошо питается,» — добавляет исследователь.

Ввиду призыва первого секретаря ЦК КПСС «догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла», пропаганда потребления молока и молочной продукции была особенно активна. Она же потянула за собой изменения как в самой молочной промышленности, так и в производстве стеклотары и другой упаковки. 

Потребление и ассортимент

Что касается потребления молока, то в 1960-х годах некоторые советские эксперты прогнозировали его увеличение к концу десятилетия до 0,5 литров на человека в сутки. Однако после завершения хрущевской эпохи реальный уровень потребления был ниже ожидаемого, но выше американского. В 1989 в США потребляли 263 кг молока на человека в год, в СССР — 378 кг.

В 1950-60-е годы значительно расширился ассортимент молочной продукции. В частности, появились ряженка, творожная паста, глазированные сырки в шоколаде, плавленый сыр.

Елена Кочеткова: «Появление новых видов продукции стало возможно благодаря успехам в области технологии производства, и не в последнюю очередь благодаря приходу химии в пищевую отрасль. В то же время некоторые виды молочки были известны в мире гораздо раньше. Например, плавленный сыр производился с начала XX века, а в СССР его стали делать в 1930-е годы. Благодаря усилиям хрущевского руководства и расширению сферы потребления в 50-е-60-е годы были получены рецепты знаменитых сыров "Волна" и "Дружба"».

В 1968 году советская молочная промышленность производила 93 вида товаров. Однако доступны для потребителя они были только в крупных городах. Именно их жители имели более-менее разнообразный рацион питания. Основной едой в сельской местности и малых городах оставались хлеб и картофель. 

Научно-технологический прогресс привел к использованию антибиотиков и других химических компонентов в сельском хозяйстве и, следовательно, в пищевой отрасли развитых стран. В Советском Союзе уровень внедрения научных разработок был ниже, чем на Западе. Однако политика Хрущева была направлена на повышение роли науки, в особенности химии, в технологических процессах. 

Новая задача

Постепенно в западных странах в обиход входят бумажные молочные пакеты. Они считались более практичными, чем стеклотара, и дольше сохраняли продукт свежим при комнатной температуре. 

Развитие упаковочной промышленности на Западе стало вызовом для Советского Союза. В СССР целлюлозно-бумажная отрасль в конце 1950-х годов была развита слабо. 

В отчете о состоянии целлюлозно-бумажной промышленности советские эксперты из Центрального научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ЦНИИБ) и Госэкономсовета пишут о значительном отставании от Запада: многие типы бумаги в СССР не производятся. Особенно это касается упаковочного картона, которого в странах-конкурентах наблюдается большое разнообразие. Речь шла о специальной бумаге для молочных пакетов, яиц, замороженных продуктов, стаканчиков для мороженого и многом другом. 

Там же приводились цифры по потреблению. В 1959 году в СССР на человека в среднем приходилось 15 кг бумаги в год, в то время как в США — 188 кг, Швеции — 105 кг, Англии — 94 кг, Франции — 73 кг.

Советская целлюлозно-бумажная отрасль не справлялась с растущим производством пищевой промышленности. В магазинах большинство продуктов продавалось без упаковки, несмотря на ее необходимость хотя бы в санитарных целях.

В 1959 году ЦК КПСС постановил принять меры по преодолению отставания в целлюлозно-бумажной промышленности. За указом последовали инвестиции, открытие новых предприятий, развитие технологий. Советские ученые и инженеры планировали «догнать» Запад за счет совершенствования технологии соединения бумаги и полимеров. Расчет был сделан на то, что полимеры придадут упаковке необходимые свойства для сохранения качества продуктов питания и увеличения их срока годности. 

Возник вопрос: что лучше использовать — стеклянную тару или бумажный пакет с полимерным покрытием. Экономически выпуск вторых был менее выгоден. Одна бутылка обходилась в 0,9 копеек, а пакет — в 1,5 копейки. Однако с точки зрения практического удобства производителей и потребителей предпочтение отдавалось бумажной упаковке. За счет своего веса и габаритов она позволяла в три раза сократить трудозатраты при производстве и в четыре раза при реализации. 

В 1960 году только в Москве бой стеклянной тары при транспортировке превышал 67% от общего количества бутылок. Битую стеклотару было сложно сдать на переработку. 

Несмотря на преимущества бумажной упаковки к концу 1960-х годов в Советском Союзе 80% молока продолжало выпускаться в стеклянных бутылках, в 1975 году — 60%. На бумажные молочные пакеты приходилось 20% в 1969 году и 30% в 1970 году.

Для сравнения: в США в 1969 году доля стеклянных тар составляла 12%, в 1975 году — 7%. Бумажная упаковка занимала 77% рынка в 1969 году.

В Швеции, на родине упаковочной компании «Тетра Пак», в 1969 году 99% молока продавалось в бумажных пакетах и только 1% — в стеклянной бутылке.

Период экспериментов 

В СССР проводились многочисленные опыты по созданию упаковочной бумаги аналогичной американской, образец которой был получен специалистрами ЦНИИБа в 1947 году. Предполагалось, что с этой задачей справятся «Гознак» и Бумажная фабрика им. Володарского. Однако в итоге советским инженерам-разработчикам пришлось признать, что ни одна из фабрик СССР не способна выпустить бумагу, которая по своим параметрам соответствовала бы иностранной. Только после модернизации немецкой машины 1905 года для изготовления бумаги на фабрике Володарского стали производить пригодные для молока пакеты. 

В 1967 году начались разработки специальной упаковочной бумаги для сливочного масла. До этого времени его принято было реализовывать, завернутым в пергамент, который не защищал продукт от проникновения света и воздуха. Пергамент сохранял масло пригодным для употребления не более трех дней. Далее оно покрывалось желтой пеной и приобретало неприятный вкус. 

В 1960-х годах многие западные страны ввели требования по производству продуктов питания. В правилах указывалось, что их упаковка не должна пропускать воду, газ, жир, воздух и запах.

Советские инженеры сделали упаковку для сливочного масла, соединив пергаментную бумагу и фольгу. Аналогичная упаковка выпускалась в Австрии. Параллельно в разных институтах Советского Союза велись работы по созданию упаковочных материалов и для других видов продуктов. 

Советские потребители по-разному относились к молочным пакетам. Одни восхваляли их за удобство и практичность. Другие считали, что бумажная упаковка в отличие от стекла не позволяет видеть покупаемый продукт. Кроме того, качество советской бумажной упаковки было низким. Из-за плохой герметичности, молоко часто протекало. Это происходило из-за характеристик сырья и общей отсталости упаковочной отрасли. Некоторые советские производители считали, что исправить ситуацию может только импорт западных технологий. По их мнению, продолжать собственные опыты и исследования по созданию упаковки, которая уже широко распространена в других странах, не было смысла.

«Тетра Пак» пришел в СССР

Советские специалисты об успехах компании «Тетра Пак», которая завоевала авторитет помимо Швеции во Франции, Италии, ФРГ, Японии и других странах, узнавали в том числе из отраслевых журналов. Во времена Холодной войны профессиональные издания служили своего рода рекламной площадкой для демонстрации своих достижений конкурентам. Публикации о «Тетра Паке», появлявшиеся в журнале «Молочная промышленность», в основном были направлены на продажу оборудования компании. Молочные пакеты приводились в качестве иллюстрации его работы. В частности, в объявлениях говорилось, что молоко в пакете «Тетра Пак» стерильно и сохраняет свою свежесть до четырех недель при комнатной температуре. В условиях отсутствия надежных холодильников у большинства советских граждан, это свойство упаковки было весьма важным. 

Кроме того, шведская компания убеждала, что ее оборудование снижает уровень шума и улучшает санитарные условия на производстве. Это тоже было немаловажно, так как в начале 1960-х годов на нескольких периферийных молокозаводах была обнаружена кишечная бактерия. Вопросу санитарных норм стало уделяться пристальное внимание, и в 1973 году на министерском уровне было внесено предложение о запрете молочным комбинатам реализовывать молоко в цистернах. 

Молоко в бидонах и цистернах стало символизировать отсталость, а в бумажном пакете — прогрессивность.

В 1959 году на Черкизовском молочном заводе устанавливают первые в Союзе машины «Тетра Пак» по производству молочных пакетов объемом 0,5 и 0,25 литров. Их мощность достигала 5800 упаковок в час. 

В 1963 году молоко в пакетах «Тетра Пак» производилось уже на 12 советских заводах. В 1972 году 1,1 млн тонн молока выпускалось в бумажных пакетах. Однако их доля увеличивалась медленнее, чем планировалось. В 1973 году на новую упаковку приходилось меньше 50% рынка вместо ожидаемых 95-97%.

В 1960-е годы советские предприятия постепенно начинают выпускать упаковку для различной молочной продукции, используя иностранное оборудование или копируя западные образцы. С 1966 по 1970 годы в экспериментальных условиях было разработано порядка 33 видов новых упаковок.

Окончательно бумажная упаковка вытеснила стеклотару лишь в 2000-е годы. Только тогда 85% напитков на российском рынке стали выпускаться в пакетах, и «Тетра Пак» и его более поздние модификации в этом процессе сыграли значительную роль.
IQ

* Данные исследования будут продолжены в рамках коллективного проекта «Материальный мир позднесоветского общества в условиях Холодной войны: технологические инновации в производстве и репрезентация товаров широкого потребления», поддержанного РНФ.


Автор исследования:
Елена Кочеткова, старший преподаватель департамента истории, научный сотрудник Лаборатории экологической и технологической истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 2 июля, 2019 г.