• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Потребление
Россияне все чаще откладывают крупные покупки до лучших времен, предпочитая, если есть такая возможность, делать сбережения. При этом большинство опрошенных не верит в то, что текущий год в экономическом отношении окажется лучше прошлого, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге потребительских настроений россиян.
Этичное потребление помогает обществу преодолеть комплекс социальной слабости, повышает солидарность граждан друг с другом и учит их вести диалог с властью и бизнесом. К таким выводам пришла профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Шабанова в ходе исследования «Этичное потребление как новая практика в России».
Потребительский сектор больше всего страдает от кризиса. Россияне экономят, так как не уверены в своем будущем. Они не знают, что будет с зарплатами, инфляцией и экономикой страны в целом, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге потребительских настроений россиян.
В ближайшие 20 лет смертность мужчин трудоспособного возраста в России должна сократиться на треть. Это связано со сменой предпочтений в употреблении алкогольных напитков, а именно, со снижением популярности водки среди мужского населения. К такому выводу в ходе исследования пришли доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Евгений Яковлев и научный сотрудник Северо-Западного университета США Лоренц Куэнг (Lorenz Kueng).
Как совсем молодые люди, так и более взрослые в возрасте 30-35 лет чаще всего не имеют долгосрочных финансовых стратегий и планов. Жить одним днем, ни в чем себе не отказывать, но при этом по возможности не связываться с кредитами – установка многих начинающих профессионалов в возрасте до 25 лет. Люди постарше, как правило, более рациональны, что связано с необходимостью заботиться о семье, однако небольшой горизонт финансового планирования характерен и для этого возраста. Об этом свидетельствуют результаты проекта Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге ««Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления» *.
Финансовые сложности заставили россиян соотносить свои желаемые и реальные доходы и отдавать предпочтение рациональным покупкам. В сложившихся обстоятельствах выиграют те производители и ритейлеры, которые предложат продукты и решения, удовлетворяющие эмоциональным потребностям наиболее активной группы потребителей: 35-летних, считает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.
Рабочие могут стать одной из наиболее уязвимых групп в российском обществе. Из желания «быть не хуже других» и приобрести «статусные» вещи типа гаджетов, продвинутой бытовой техники и автомобилей они влезают в долги и мало задумываются о сбережении и вложении денег. Такая потребительская гонка уменьшает «запас прочности» рабочих, особенно на фоне рисков экономического спада, отметила Анастасия Каравай в докладе на международной конференции «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства», состоявшейся в НИУ ВШЭ.
Азия из «мировой фабрики» превращается в колоссального потребителя товаров и услуг. Это может привести к радикальным переменам во всей мировой экономике, отметила научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Анастасия Лихачева в докладе «Новая модель развития азиатского региона: континент потребления», представленного на ХVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Низкая цена товара, недорогая доставка и положительные отзывы покупателей делают интернет-магазины привлекательными для россиян. Чтобы еще активнее конкурировать за клиента с обычными магазинами, онлайн-ритейлерам следует уменьшить свою «маржу», рассказали доцент кафедры маркетинга фирмы НИУ ВШЭ Елена Пантелеева и исследователь научно-учебной группы «Удовлетворенность и лояльность клиентов» НИУ ВШЭ Флора Шамирян в докладе «Влияние потребительского опыта клиентов интернет-магазинов на их удовлетворенность и лояльность».
Люди среднего возраста, чья молодость прошла в эпоху перемен, опасаются за свое будущее и стремятся больше сберегать, чем тратить. Самыми активными потребителями в России являются старики и молодежь. Первые из-за того, что прошли все тяготы и лишения и не боятся потерь, вторые – из-за свойственного молодости оптимизма, отметила старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова в статье «Потребительские ожидания населения России (1996-2009): как взаимосвязаны когорты, поколения и возраст»
Среднестатистическая российская семья живет небогато – на зарплату и пенсию, за кредитами в банк обращается в исключительных случаях. При этом подавляющее большинство россиян – миллионеры. Почти каждая семья имеет в собственности жилье, а треть семей – и вторую недвижимость, которая является, как правило, дачей. Это больше того, что есть в среднем у граждан многих европейских стран, выяснили авторы исследования «Изучение финансового поведения населения и привычки к накоплению сбережений»
Снижение доходов населения сопровождалось в сентябре ростом спроса на товары длительного пользования. Таким способом люди пытались спасать свои сбережения от инфляции. Надежда на экономический рост становится все более иллюзорной: важные макроэкономические показатели снижаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе»