• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женщины стали реже ходить по магазинам

Потребительский сектор больше всего страдает от кризиса. Россияне экономят, так как не уверены в своем будущем. Они не знают, что будет с зарплатами, инфляцией и экономикой страны в целом, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге потребительских настроений россиян.

Потребительские настроения россиян находятся вблизи самых низких отметок за последние шесть посткризисных лет, выяснили экономисты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Они проанализировали результаты опроса более пяти тысяч граждан РФ, проведенного Росстатом в III квартале 2015 года. Анкета обследования включала вопросы о субъективном мнении людей об общей экономической ситуации и личном материальном положении, ситуации на рынках товаров (услуг) и наличии сбережений.

Так, значение Индекса потребительской уверенности снизилось по сравнению со II кварталом на 1% и составило (-24%). Хуже было только в эпицентре прошлого кризиса – в I квартале 2009 года, и в I квартале этого года – (-35%) и (-32%) соответственно, – подчеркнули эксперты. Минимальное значение ИПУ за все время наблюдений было зарегистрировано в период кризиса в четвертом квартале 1998 года – (-58)%.

Россияне экономят, так как не знают, что ждет их лично и их страну впереди. Лишь 17% из числа участников опроса предположили, что в ближайший год состояние экономики России улучшится. Доля противоположных оценок составила 35% (во II квартале 2015 года – 27%). Чуть более 40% респондентов считают, что экономическая ситуация меняться не будет, а 7% не смогли определиться с ответом. При оценке текущей динамики состояния экономики по сравнению со II кварталом 8% респондентов посчитали, что ситуация улучшилась и 65% констатировали ухудшение.

Мнения участников опроса о текущем и ожидаемом личном материальном положении также оказались в основном негативными. В частности, почти половина респондентов сообщили об ухудшении своего материального положения, менее 10% респондентов констатировали его улучшение. 8% респондентов заявили, что надеются на улучшение ситуации в ближайший год, в то же время почти 30% ожидают ее ухудшения.

Женщины снижают свою потребительскую активность больше мужчин. Экономисты ИСИЭЗ объясняют это материальными и психологическими причинами. Женщины чаще мужчин ходят в магазины, чаще обращают внимание на растущие цены и более чувствительны к росту инфляции. При этом женщины, как правило, имеют меньшую зарплату за счет своей низкой занятости в зарплатоемких профессиях (армия, правоохранительные органы, добывающая промышленность, металлургия, тяжелое машиностроение). Преимущественно женские виды экономической деятельности – образование, медицина, торговля и др. дают меньший реальный доход.

Кроме того, в период кризисов женщины, особенно малоквалифицированные, в первую очередь попадают под оптимизацию кадрового состава в целях снижения издержек предприятий. Да и среди самих руководителей предприятий и организаций, а также верхнего уровня исполнительной и законодательной власти женщин значительно меньше.

Рисунок 1. Индекс потребительской уверенности

 

Источник: Росстат

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Среди европейских стран, проводящих потребительские опросы по сопоставимой с Росстатом методологии и находящихся в электронной базе Евростата, Россия по величине ИПУ (-24%) уже долгий период времени традиционно занимает третье место от конца рейтинга. Мы опережаем негативных лидеров: Грецию (-64,8%) и Болгарию (-29,3%). Фаворитами, практически постоянно, являются преимущественно северные страны: Дания (16,7%), Нидерланды (11,8%), Ирландия (11,4%), Финляндия (10,9%) и Швеция (10,7%).

Лидерство этих стран определяется, в первую очередь, четкой работой институтов развития, экономически ориентированных на социальную поддержку населения, а также отстроенной законодательной системой в части обеспечения благоприятного предпринимательского климата и контроля за выполнением законов, особенно защищающих собственность предпринимателей. И, главное, эти страны вкладывают высокую долю бюджетных ассигнований в развитие человеческого капитала.

 

15 октября, 2015 г.