• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работодатели не жалуют матерей и беременных женщин

По закону беременные женщины и матери малолетних детей пользуются особыми трудовыми гарантиями. Компании, особенно небольшие, используют лакуны в законодательстве и нередко дискриминируют беременных работниц и сотрудниц-матерей. Такие работодатели ищут способы сэкономить на льготах, полагающихся работницам с детьми, и находят способы уволить их или выплачивать им меньше денег, выяснили в ходе исследования эксперты НИУ ВШЭ Ольга Исупова, Алексей Белянин и Юлия Островская.

Многие работодатели считают матерей с маленькими детьми и беременных женщин «затратным» персоналом и нередко строят с ними трудовые отношения так, чтобы не предоставлять им всех положенных льгот и выплачивать меньше денег. Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова, доцент Международного института экономики и финансов (МИЭФ) НИУ ВШЭ Алексей Белянин и замдиректора Центра социально-трудовых прав Юлия Островская в статье «На что жалуемся, мамочка?», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» изучили наиболее распространенные формы дискриминации этой категории работников.

В основу исследования лег проект Центра социально-трудовых прав, который организовал работу «горячей линии» по трудовым проблемам молодых матерей (шли консультации, сопровождение в суде, тематические рассылки, публикации в соцсетях) в четырех регионах РФ: Москве, Санкт-Петербурге, Калининградской и Новосибирской областях. Выборка проекта, продолжавшегося с сентября 2011 года по декабрь 2014 года, превысила 1300 случаев. Исследование позволило «картировать» жалобы женщин в зависимости от возраста, региона, стажа, наличия детей, характера зарплаты и оформления трудовых отношений и размера предприятия.

Дети как повод для дискриминации

Среди ведущих причин обращений – трудовые права в целом (консультация в связи с ними), неправильное начисление выплат в связи с «декретом» и отпуском по уходу за ребенком, увольнение женщин с детьми, плохие условия работы во время беременности, увольнение будущей матери или принуждение к нему (путем создания невыносимых условий), невозможность вернуться на рабочее место после отпуска по уходу за ребенком (место занято; предприятие исчезло и пр.), рассказали исследователи.

В кейсах массово представлены женщины 25-29 лет и 30-34 года (рис. 1, небесно-голубой и сиреневый цвета диаграммы), то есть те, кто находится на пике репродукции. В этом возрасте рожают и растят детей большинство россиянок.

Рисунок 1. Распределение по причинам обращений к юристам в разрезе возраста (лет).

 

Источник: статья О.Исуповой, А.Белянина и Ю.Островской.

У женщин старше 35 лет интенсивность обращений явно падает – видимо, потому, что специфически женские трудовые права и их нарушения все-таки связаны, в основном, с беременностью и наличием маленьких детей.

Закон чаще обходят малые предприятия

Большинство нарушений происходит на малых предприятиях, утверждают эксперты. Главные причины жалоб работников – досрочное окончание временного контракта во время беременности, дискриминация, увольнение беременной, неправильное начисление пособия и сроков отпуска по уходу за ребенком, отсутствие трудового договора и пр. Даже среди тех, кто обращается за консультацией, работников малых предприятий – почти половина. Видимо, это говорит о том, что во многих регионах России женщинам просто некуда трудоустроиться, кроме как на малое предприятие.

При этом основная масса жалоб от работников в этих случаях чаще связана с беременностью и малолетними детьми. В другие периоды жизни (до рождения детей или когда они подросли), видимо, определяющее значение имеют деньги, которые хоть как-то можно заработать в таких фирмах.

На предприятиях среднего размера (50-500 работников) количество жалоб почти во всех категориях меньше.

Наконец, на крупных предприятиях резко выделяется наличие жалоб на дискриминацию, проблемы в связи с окончанием временного контракта, работа в отпуске по уходу за ребенком и проблемы при желании женщин с детьми работать неполный день. Это понятно: большие компании обычно достаточно публичны и чаще заключают трудовые договора, чтобы не идти на явные нарушения трудового законодательства. Тем не менее, перечень жалоб говорит о том, что даже относительно законопослушные большие предприятия в России также не стремятся по-настоящему учесть нужды работниц с детьми, констатируют Исупова, Белянин и Островская.

Рисунок 2. Причины обращений в связи с размером предприятий.

 

 

Источник: статья О.Исуповой, А.Белянина и Ю.Островской.

«Оседлость» работницы влияет на соблюдение ее прав

Когда стаж работы на предприятии достигает 4-5 лет, нарушений прав сотрудниц становится меньше, установили исследователи. Это подтверждает картину, картирующую возраст работниц. То есть дело не только в том, насколько молода работница и каковы шансы появления у нее детей, но и в степени «укорененности» ее на предприятии. По прошествии нескольких лет она начинает восприниматься как «своя» (или как ценный работник). Видимо, у работодателей не возникает впечатления, что после отпуска по уходу за ребенком сотрудница на эту работу не вернется.

Большинство жалующихся трудятся на предприятии от полугода до года и от года до трех лет (для вторых характерно, например, недовольство условиями работы). Впрочем, и период от четырех до пяти лет стажа тоже непохож на идиллию: много обращений в связи с дискриминацией, увольнением женщин с детьми, потерей работы или переводом на другое место в связи с беременностью.

В целом же, женщины стремятся проработать какое-то время на предприятии, прежде чем начинают рассчитывать на какие-то пособия и права, но при этом они не готовы ждать слишком долго, выяснили исследователи.

В двух столицах люди чаще защищают свои права

В «карте» обращений важен и регион. По всем группам причин меньше всего жалоб из Москвы и Калининграда, больше всего – из Сибири. Во всех регионах есть нарушения, связанные с отсутствием у женщин официального статуса работающих.

При этом в Москве – одном из самых богатых регионов страны – работники реже обращают внимание на нарушения, не наносящие им существенный урон, «видимо, в связи с тем, что у них достаточно возможностей, чтобы компенсировать эти потери», считают эксперты. Вместе с тем, в Москве и Петербурге выше и доля людей с хорошим образованием и ресурсами. Эти люди не только осознают свои интересы, но и более склонны их защищать.

«Белая» зарплата повышает ожидания работниц

Видимо, наличие «белой» зарплаты создает более высокие ожидания относительно своих трудовых прав и возможности их реализации, пишут исследователи. Так, при этом типе зарплат наблюдаются довольно много групп жалоб: увольнение матери или беременной, принуждение к увольнению или изменению места работы, работа в отпуске по уходу за ребенком, условия работы беременной.

При «серой» зарплате ожидания занижены: жалобы идут только на отсутствие больничных и трудового договора. Дискриминация, принуждение к увольнению, невыплата зарплаты и переработки возникают чаще всего при «серой» зарплате, отметили ученые.

«Серединные» ситуации более конфликтны

Исследователи оценили влияние характеристик женщин (возраст, регион, наличие беременности/детей, характер зарплаты, стаж работы) на вероятность жалоб по каждой из групп причин.

Для всех обращений, связанных с беременностью, ключевыми переменными стали стаж, характер зарплаты, наличие детей и регион. При увеличении стажа (переходе в каждую следующую категорию по стажу) вероятность обращения к юристам уменьшается на пять процентных пунктов (далее – п.п.). При «серой» зарплате число обращений по проблемам, связанным с беременностью, на 9 п.п. реже, чем при «белой». Малыши в семье снижают число жалоб по поводу трудовых вопросов, возникающих при беременности, на 14 п.п.

Для неденежных вопросов труда матерей также значимы стаж, малолетние дети и регион. В этой категории вопросов вероятность жалоб с ростом стажа растет (они чаще возникают у тех, кто работает на предприятии 1-3 и 4-5 лет). В Санкт-Петербурге и Калининграде реже обращаются по неденежным вопросам материнства (на 7 п.п. и 8 п.п. по сравнению с Москвой).

При выплате пособий в связи с рождением ребенка, чем больше трудовой стаж, тем ниже риски проблем (на 2 п.п. при переходе из категории в категорию). Важен и фактор зарплат: при «серой» зарплате он на 15 п.п. более значим по сравнению с «белой». Ясно, что при «белой» зарплате расчеты прозрачнее. Важно и наличие детей до трех лет (на 23 п.п. по сравнению с беременными): размер пособий особенно актуален в период отпуска по уходу за ребенком.

Исследователи пришли к выводу, что если в регионе чаще возникают обращения по базовым трудовым правам (ненадежность заработка и пр.), то более символические нарушения (дискриминация из-за материнства и пр.) воспринимаются как менее значимые. Кроме того, для некоторых факторов характерно обратное U-образное распределение обращений: конфликт чаще возникает при средних, а не крайних значениях фактора. Это касается зарплат (больше всего жалоб – при «серой») и стажа работника (большинство жалоб возникает при сроке от 1 до 5 лет). Возможно, работающие недолго и имеющие «черную» зарплату не верят в шанс что-то изменить.

Таким образом, заключают исследователи, компании стараются использовать лакуны в законодательстве и не давать сотрудницам-матерям всех причитающихся им льгот. Если бы большая часть материнских пособий выплачивалась Фондом социального страхования, а не работодателями, это снизило бы напряжение в области женского труда.

См. также:

Снижение рождаемости меняет общество
Общественные стереотипы толкают женщин к чайлдфри
Материнский капитал помог родиться «отложенным» детям
Экономика способствует кризису рождаемости

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 27 ноября, 2015 г.