• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Доверие считается одним из важных ресурсов развития современного общества. Однако тема общественного или генерализованного доверия, то есть доверия к окружающим в целом, появилась в фокусе пристального внимания ученых относительно недавно.

Одна из главных идей, на которую опирается Олеся Волченко в исследовании «Взаимосвязь доверия и информационного потребления: объяснение межстрановых различий», заключается в том, что есть взаимосвязь между уровнем доверия и тем, каким кругом знаний, информации человек располагает об окружающем мире. В ходе работы над проектом исследователь попыталась выяснить, как разные каналы информации влияют на общественное доверие в тех или иных странах.

Оказалось, что влияние информационных каналов значительно обусловлено страновыми факторами. Между европейскими странами и Россией оказался большой разброс в степени влияния интернета на общественное доверие.

Базой исследования послужили данные пятой волны Европейского социального исследования, в котором приняло участие население 26 стран. Результаты исследования были представлены на V ежегодной международной конференции ЛССИ «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе» 

Доверие как мост между публикой и экспертным знанием

Одно из определений доверия в науке заключается в том, что это средство преодоления незнания или неопределенности в отношении поведения других людей. Немецкий социолог и философ Георг Зиммель описывал доверие как слабое индуктивное знание, содержащее в себе компонент веры. Также в социологии и, например, в бизнес-психологии доверие рассматривается, как инструмент, который позволяет сократить ненадежность и риск в условиях сложности и привести к более продуктивному и быстрому решению задач.

Если доверие находится где-то между полюсами знания и веры, то логично предположить, что информационные потоки могут оказывать влияние на уровень доверия, поскольку коммуникация, медийные ресурсы и интернет являются глобальным источником знаний для современных людей. Но не любая информация в силу сложности восприятия может быть доступна широкой публике. Ученые отмечают важность экспертного знания в этом процессе, которое в большинстве случаев опять же приходит к людям через информационные каналы. 

В рамках исследования в качестве внешних факторов, оказывающих влияние на доверие, рассматривается включенность в два типа информационных потоков: современный и традиционный. К современному относится потребление Интернет-контента, частота просмотра телевизора, слушание радио, чтение газет. К традиционному – вовлеченность в повседневную социальную жизнь.

Противоположные эффекты в Европе и России

Для отбора других факторов, которые также могут оказывать влияние на доверие и для последующего их учета в ходе работы был проведен анализ эмпирических исследований. Результаты показали, что помимо информационных каналов на общественное доверие также оказывают влияние возраст, образование, субъективное благосостояние, размер населенного пункта, проживание в прошлом в стране с коммунистическим режимом, миграция и то был человек жертвой преступления или нет. 

Например, у жителей небольших городов более высокий уровень доверия, чем у проживающих в мегаполисе. Число лет образования также увеличивает степень доверия. У жертв преступления, как правило, более низкий уровень доверия, чем у тех, кто не имеет подобный негативный опыт.

Анализ эмпирических исследований также показал, как разные каналы информации влияют на уровень доверия. Выяснилось, что интернет его повышает. При этом ученые развеивают миф о том, что использование интернета ведет к социальной изоляции. Степень включенности в социум у интернет-пользователей не ниже, чем у остальных.

Чтение газет, слушание радио и социальное взаимодействие также повышает уровень доверия. А вот просмотр телевидения, наоборот, по данным исследований, этот уровень снижает. Это, как пояснила автор, может быть связано с тем, что любители ТВ чаще других выключены из социальной жизни и повседневного общения.

На втором этапе исследования Олеся Волченко проанализировала, как информационные каналы воздействуют на доверие в зависимости от страны.  Здесь надо отметить, что в целом уровень общественного доверия выше всего в скандинавских странах (Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия). Минимальный – на Кипре, в Словении, Словакии, Болгарии и Греции. Россия находится ближе к среднему уровню доверия.

Методом многоуровневого моделирования были выявлены некоторые нетипичные кейсы. В большинстве европейских стран частота использования сети положительно влияет на уровень доверия. Однако в России, наоборот, чем чаще человек пользуется интернетом, тем ниже его уровень общественного доверия. Причем Россия оказалась единственной страной в выборке, где пользование интернетом понижает уровень доверия.

Также нетипична ситуация в Великобритании и Эстонии, где в целом высок уровень доверия, однако воздействие интернета здесь практически незначимо. А вот в Греции, которая находится в самом низу шкалы доверия, интернет, наоборот, оказывает максимально положительно влияние на его уровень.

В ходе дальнейшего исследования автор планирует разобраться в причинах этого с помощью построения схожих моделей, но с использованием всемирных данных. В частности, как рассказала автор, фокус будет сделан на сравнении России с другими странами с низким уровнем свободы прессы, например, с Китаем, бывшими союзными республиками и странами арабского мира.

См. также:

Доверие становится ценностью
Большие данные сделают общество ответственнее
Коммуникационная революция создает нового медиапотребителя
Информационный поток затопит человечество
Эксперты против технократов
Политические мемы формируют общественное мнение

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 23 ноября, 2015 г.