• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальное неблагополучие способствует насилию в школе

Жестокость со стороны родителей, влияние интернета и телевидения, а также маргинализация части общества способствует распространению насилия в школах. Вербальное насилие остается одной из самых распространенных форм проявления агрессии детей по отношению друг к другу, выяснила профессор, заведующая учебной социологической лабораторией НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Сизова.

Насилие в школах всегда было достаточно распространенным явлением, однако в настоящее время ситуация усугубляется тем, что продолжается социальное расслоение. В общеобразовательную школу приходят дети из семей с разным социальным и материальным положением, и это способствует эскалации агрессии. В дополнение ко всему, престиж учительской профессии в последние годы резко снижался, что сделало школу более слабой перед распространением насилия.

Чтобы выяснить, какие факторы способствуют распространению насилия в школах в настоящее время, а также, что может помочь в борьбе с этим явлением, Ирина Сизова провела исследование, в ходе которого были проанализированы данные глобального анкетного опроса школьников. Опрос провел Нижегородский госуниверситет (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского.

Опрос проводился в Нижнем Новгороде в 2012-2013 годы в рамках более обширного исследования насилия в современной школе. Всего было опрошено 1500 учеников 5-х-11-х классов в возрасте от 10 до 18 лет. В выборке представлены учащиеся разных видов школ: общеобразовательных, гимназий и лицеев, а также школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Кроме данных опроса, в анализе использована информация, полученная в ходе неструктурированного наблюдения школьной жизни. Результаты исследования представлены в докладе «Социокультурные факторы эскалации насилия в российской школе» и опубликованы в издании «Social Work».

Каждый ребенок может столкнуться с насилием

В последние десятилетия в России активно шло разделение школ на типы – обычные школы, гимназии, лицеи и т.д. Проведенное исследование показало, что на сегодняшний день дети из социально неблагополучных семей – бедных, низкообразованных, мигрантских и т.д. – скапливаются, как правило, в общеобразовательных школах. В этой связи, как отметила Сизова, именно такие школы наиболее подвержены распространению детского насилия. Гимназии и лицеи по понятным причинам находятся в лучшем положении.

В целом исследование показало, что детская агрессия является обыденным явлением в российской школе. Согласно проведенному опросу, каждый ученик хотя бы раз осуществлял или сталкивался с той или иной формой насилия.

Результаты исследования демонстрируют, что чаще всего дети участвуют в насилии в возрасте 15-16 лет (9-10 классы). Самая распространенная форма насилия – вербальная, однако, как подтверждают результаты, физическое насилие и психическое давление также достаточно часто встречаются в российской школе. Кроме того, имеют место, хотя и в меньшей степени, агрессивные действия против учителей, воровство и вандализм.

Рисунок 1.


Источник: презентация Ирины Сизовой.

Семейная жестокость отражается в школьной атмосфере

В ходе исследования были выделены факторы, которые способствуют распространению насилия в современной российской школе. Один из наиболее значимых – жесткость семейной социализации. Согласно исследованию, каждого четвертого школьника дома физически наказывают за плохое поведение регулярно или время от времени. Каждый пятый ученик рискует быть избитым за плохие школьные оценки. У 29% школьников скандалят родители, у каждого десятого ребенка такие скандалы случаются регулярно.

Другой фактор, который, по мнению Сизовой, является лидирующим в распространении школьного насилия – воздействие опасной для детской психики медиа-среды. «Особенно склонны к осуществлению насилия дети, для которых доступны программы телевидения, компьютерные игры, демонстрирующие насилие, ужасы, порнографические сайты в интернете. Подобные проекты, в большом количестве выпускаемые специально для детей или адаптированные под детское сознание, раскручивают механизм насилия», – отметила автор.

Кроме семейной жестокости и негативного влияния медиа в числе наиболее значимых факторов, способствующих распространению насилия в школах, были выделены: регулярность потребления запрещенных веществ; низкий самоконтроль поведения учеников и их незащищенность в жизни, а также низкая мотивация к посещению школы и низкая самооценка учащихся.

Школа должна активнее включиться в профилактику

Современная российская школа достаточно «закрытый» институт, отметила Сизова. Результаты неструктурированного наблюдения показывают, что школьное руководство, как правило, недоброжелательно относится к вмешательству извне. И если теоретически школа пропагандирует борьбу с насилием, то на практике она реализуется далеко не всегда. Так исследования показывают, что четверть учеников школ наблюдают за драками и могут даже подбадривать дерущихся. Только 30% случаев насилия выносится на обсуждение к директору или на педсовет, на остальные действия руководство школ обращает внимание либо от случая к случаю, либо вообще о них ничего не знает, рассказала Ирина Сизова.

Для предотвращения насилия в школе, по мнению исследователя, необходимо срочно развивать систему разрешения конфликтных ситуаций, сети социальных контактов внутри школы и выстраивать по-новому воспитательную и досуговую работу с детьми разных возрастов.

См. также:

Школа должна образовывать и воспитывать
Математики помогли распознать домашнее насилие
Родители воспитывают в детях индивидуализм
Школы нуждаются в лидерском стиле управления

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 8 июля, 2015 г.