• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регионам придется сокращать расходы

В 2015 году в условиях экономического кризиса доходы региональных бюджетов сократятся, а потому и расходы придется урезать. В противном случае дефицит бюджетов субъектов федерации будет двузначным, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».

Сокращение темпов экономического роста с 3,4% в 2012 году до 1,3% в 2013 году и до 0,6% в 2014 году не могло не сказаться на региональных финансах. Так, доходы консолидированных региональных бюджетов в 2014 году в номинальном выражении выросли на 6,7% (таких темпов роста доходов не наблюдалось с 2011 года). К менее радостным новостям относится замедление роста расходов региональных бюджетов с 6% в 2013 году до 4,2% в 2014 году при среднегодовой инфляции в 7,8%.

Ускорение роста доходов региональных бюджетов и замедление роста расходов привело к более сбалансированному исполнению региональных бюджетов по сравнению с 2013 годом. Доходы консолидированных региональных бюджетов составили в 2014 году 8,7 трлн рублей, расходы – 9,2 трлн рублей, дефицит – 469 млрд рублей. Для справки: в 2013 году дефицит составлял 640 млрд рублей. Относительный уровень дефицита региональных бюджетов упал в 2014 году до 0,67% ВВП с 0,97% ВВП в 2013 году.

Рисунок 1. Доходы и расходы консолидированных региональных бюджетов, в % к ВВП

Источник: Федеральное казначейство.

Расходы региональных бюджетов в 2014 году выросли на 4,2%, но в реальном выражении они сократились на 3,3%. Сокращение расходов регионов в реальном выражении наблюдается уже второй год подряд, правда в 2013 году оно составило всего 0,8%. Ограничительная политика регионов в расходной сфере стала одним из важных факторов повышения их сбалансированности по сравнению с 2013 годом. Уровень расходов регионов в постоянных ценах в 2014 году был ниже аналогичного показателя 2011 года.

Из 83 регионов (без учета регионов КФО) с дефицитом бюджет исполнили 74 региона. К «лидерам» по соотношению бюджетного дефицита и региональных доходов относятся Амурская область (21,7%), Удмуртия (20,7%), ЕАО (17,5%), Мурманская область (17%).

Рисунок 2. Регионы с наибольшим дефицитом, соотношение бюджетного дефицита и доходов региональных бюджетов в 2014 году (в %)

Источник: Федеральное казначейство.

Для количественной оценки влияния различных групп факторов на формирование бюджетного дефицита в регионах, прирост бюджетного дефицита за 2014 год (отнесенный к бюджетным доходам) был разложен на несколько составляющих: прирост (сокращение) поступлений от налога на прибыль, изменение поступлений по НДФЛ, изменение поступлений трансфертов, других налоговых поступлений, а также прирост расходов.

По России в целом соотношение бюджетного дефицита и доходов региональных бюджетов в 2014 году уменьшилось по сравнению с показателями 2013 года на 1,95 процентных пункта. Можно выделить три основных фактора относительно успешного исполнения региональных бюджетов в 2014 году. Во-первых, это существенный рост поступлений по налогу на прибыль (в 2013 году отрицательный прирост этих поступлений составил 3,2% к доходам), устойчивый рост поступлений по НДФЛ и умеренный рост бюджетных расходов. Отметим, что на положительном результате не сказалось сокращение трансфертов из федерального бюджета в 2014 году.

Несмотря на общую позитивную картину, по 35 регионам соотношение бюджетного дефицита и доходов в 2014 году, по сравнению с предыдущим годом, возросло. К росту бюджетного дефицита в регионах вели различные факторы. Например, в Амурской области к такому росту привело резкое сокращение трансфертов из федерального бюджета. Ситуацию не выправило даже сильное (на 17%) сокращение расходов. В целом аналогичная картина имела место и для ряда других регионов.

Город Санкт-Петербург заслуживает отдельного внимания. Со сбором налогов там в 2014 году всё обстояло благополучно, это относится и к налогу на прибыль, и к НДФЛ. Трансферты из федерального бюджета по городу Санкт-Петербургу снизились на 25%, но в целом это было компенсировано ростом собственных доходов. В то же время, расходы города выросли на 12% – заметно выше, чем по России в целом, что и привело к существенному увеличению бюджетного дефицита.

Опережающий рост расходов привёл к увеличению бюджетного дефицита ещё в ряде регионов.

Таблица 1. Факторы прироста дефицита региональных бюджетов за 2014 год, в % к доходам (регионы с наибольшим приростом дефицита)

Примечание: Увеличение расходов выступает как фактор роста бюджетного дефицита, сокращение расходов сокращает бюджетный дефицит.

Источник: расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Прогноз консолидированного регионального бюджета на 2015 год по доходам основан на показателях прогноза МЭР, опубликованного в феврале текущего года. Поступления по налогу на прибыль прогнозировались на основе прибыли прибыльных организаций, поступления по НДФЛ – на основе прогноза фонда заработной платы. Объём трансфертов на 2015 год был взят на основе данных ОНБП на 2015-2017 годы, причём в соответствии с проводимым секвестром расходов мы сократили этот показатель на 10%.

Расходы консолидированных региональных бюджетов на 2015 год в первом варианте прогноза рассчитаны исходя из предположения, что они сократятся в реальном выражении так же, как и в 2014 году – на 3,3%. Учитывалось, что в прогнозе МЭР среднегодовая инфляция на 2015 год составляет 15,8%. В результате, прогнозный дефицит региональных бюджетов на 2015 год составит 1,3 трлн рублей, или 1,8% ВВП.

Таблица 2. Показатели доходов и расходы консолидированного регионального бюджета в 2009-2014 годах и прогноз на 2015 год, в млрд руб.

Источник: Федеральное казначейство, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

В современных условиях, с учётом ограниченных возможностей федерального центра, закредитованности регионов в коммерческих банках и шатком положении самой банковской системы, такой дефицит нельзя профинансировать. Поэтому во втором варианте прогноза эксперты рассчитали расходы, позволяющие не увеличивать бюджетный дефицит по сравнению с показателем 2014 года. В этом случае расходы регионов сокращаются на 7% в реальном выражении по сравнению с кризисным 2009 годом, по сравнению с 2014 годом это сокращение должно составить целых 11%. В общем, как уже было сказано, кризис оказывает значительное влияние на региональные финансы.

Андрей Чернявский

Полный текст презентации «Комментарии о государстве и бизнесе» 

 

Автор текста: Чернявский Андрей Васильевич, 4 марта, 2015 г.