• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценки одноклассников влияют на выбор вуза

Образовательный выбор учащихся выпускных классов определяется, в том числе, и их окружением в коллективе. Например, чем ниже оценки по физике в классе, тем выше шанс, что ученик, интересующийся техническими специальностями, выберет их и при продолжении обучения в вузе. Ведь старшеклассник осознает свое конкурентное преимущество перед школьными приятелями, полагают замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров и стажер-исследователь этой лаборатории Елизавета Черненко.

Город, семья, школа, класс – все эти составляющие социально-академической среды, в которой находятся выпускники, так или иначе влияют на их выбор специальности для обучения в вузе. В этом сложном комплексе факторов образовательного выбора можно выделить личностные моменты, то есть способности и мотивацию учащегося, и внешние обстоятельства, «контекст»: социально-экономический статус семьи, влияние одноклассников и определенную «профориентацию» со стороны учителей. Однако многие работы, посвященные вкладу всех этих факторов в выбор академической траектории, тем не менее, выявляют труднообъяснимые вариации в поведении учащихся.

Эти колебания могут отчасти определяться дружескими связями внутри класса, отмечают Елизавета Черненко и Андрей Захаров в исследовании «Анализ факторов качества образования» – проекте 2014 года, проведенном при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. В работе было изучено, как именно связан выбор учащихся в пользу специальностей технического профиля (естественных наук, технологий, инженерного дела и математики) с характеристиками ближайшего окружения.

Для этого исследователи детализировали социальные связи внутри класса, тем самым максимально подробно рассмотрев ту школьную микросреду, в которой вращается выпускник. Информационной базой стали данные лонгитюдного проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». Выборка настоящей работы включает 498 одиннадцатиклассников из 19 регионов России.

В работе оценен ряд логистических регрессий. Зависимой переменной служила специальность, на которую учащийся собирался поступать по окончании школы. Для описания дружеских связей внутри класса были использованы методы анализа социальных сетей.

У друзей могут быть разные профессиональные интересы

Сети неоднородны по характеристикам, выявили исследователи. Некоторые из них – полные, то есть дружбой попарно связаны все одноклассники. Другие же, наоборот, показывают, что в классе есть много изолированных учащихся, независимых одиночек.

В выборке были и дружные классы, и более разрозненные. 40% исследуемых сетей – связанные, то есть все учащиеся объединены в одну сеть, в рамках которой каждая пара учеников связана цепочкой дружеских связей. Приблизительно половина сетей не имеет одиночек.

Сети демонстрируют высокую кластеризацию: друзья друзей часто также оказываются связаны дружбой, отмечается в работе. Среднее количество дружеских связей ученика составляет 2,62. Однако стандартное отклонение достаточно велико – 0,7, что и свидетельствует о неоднородности сетей по дружеским контактам.

Скрупулезный анализ всех этих характеристик позволяет уточнить обстоятельства выбора академической траектории. Логистические регрессии выявили переменные, связанные с вероятностью того, что школьник планирует поступление на техническую специальность.

Была проверена, в частности, гипотеза о том, что существует связь профессионально-образовательного выбора учащегося с характеристиками тех, с кем он дружит в классе. Оказалось, что наличие друзей, остановившихся на технических специальностях, отрицательно связано с планируемым выбором ученика в пользу того же профиля. Это может означать неоднородность в профессиональных предпочтениях учащегося и его друзей, поясняют исследователи.

На выбор может повлиять друг–лидер

Тем не менее, вольная или невольная «профориентация» со стороны друзей, несомненно, наблюдается. Однако характер связи выбора в пользу естественных наук, математики или инженерного дела с предпочтениями друга, избравшего такие же специальности, зависит от положения последнего в сети класса, подчеркивает Елизавета Черненко. Особое значение приобретает «центральность» друга в классе – мера его популярности, социальной значимости в коллективе.

Если приятель ученика, решивший стать «технарем», популярен в коллективе, то есть занимает центральное положение в сети, это положительно скажется на шансе выбора самого ученика в пользу естественных наук, математики или других технических специальностей.

На специализацию влияет ощущение своих преимуществ

Средние оценки в классе по алгебре не связаны с шансом выбора учащимся технической специальности. Другое дело – средние оценки по физике. Они оказались весомыми.

Чем ниже оценки по физике в классе в среднем, тем выше шанс, что ученик остановится на технических специальностях. «Учитывая, что собственная оценка ученика положительно связана с выбором, можно предположить переживание чувства конкурентного преимущества как фактора выбора технической специальности», – комментирует Елизавета Черненко. То есть, когда окружение показывает невысокие результаты, учащийся проявляет большую склонность к такому выбору.

Если друзья старшеклассника получают хорошие оценки по математике (средняя – около четырех), то он чаще намеревается поступать на технические специальности, чем в случае, когда они получают очень хорошие отметки по этому предмету (средняя выше 4,2). Вероятно, и здесь включается фактор сознания конкурентного преимущества.

А вот оценки друзей по физике не связаны с выбором учащимся технической специальности.

Девочек не поощряют к выбору технических специальностей

Девочки явно реже мальчиков предпочитают технический профиль. Это любопытный результат с учетом того, что девочки, по данным исследования, обычно учатся в среднем лучше мальчиков по этим предметам, комментируют авторы работы.

Вероятно, причиной отказа от выбора технической специальности становится социальное давление, которое заставляет девочек останавливаться на других профилях, считают исследователи.

В пользу идеи социального давления свидетельствует и ситуация с девочками, не имеющими друзей в классе. Такие ученицы существенно чаще выбирают технические специальности, заключают Елизавета Черненко и Андрей Захаров.

См. также:

Школа должна образовывать и воспитывать
Занятия в кружках повышают самооценку школьников
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Родителей и детей разделяет масс-культура
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Детство изменилось и требует нового понимания

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 27 февраля, 2015 г.