• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне не могут позволить себе стать безработными

Рынок труда в России очень мобилен. Люди часто меняют работу, уходят и вновь приходят на рынок труда. Те же, кто временно теряют работу, не спешат становиться официально безработными, так как в этом нет никакого экономического смысла. Около трети всех безработных в России находятся вне ведения государства и статистики, выяснили директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон и сотрудник этого Центра Анна Шарунина

В современном мире работники редко остаются в одном состоянии надолго: периодически меняют или теряют работу, уходят с рынка труда и вновь возвращаются на него. Изменения в трудовом статусе зачастую происходят с интервалом менее года, и за свою трудовую жизнь человек меняет не одну трудовую книжку.

Согласно данным статистики, показатели наймов и увольнений в России в течение длительного времени «крутятся» около отметки в 30% от всех занятых, что свидетельствует об интенсивном обороте рабочей силы. Это позволяет охарактеризовать российский рынок труда как весьма динамичный.

В то же время работодатели часто жалуются на жесткость трудового законодательства, мешающего им оперативно реагировать на экономическую конъюнктуру: быстро увольнять сотрудников, широко использовать срочные трудовые договоры. При этом в ряде регионов и населенных пунктов мобильность на рынке труда отсутствует в силу сложившихся социально-экономических причин. Например, в моногородах работники практически лишены альтернативы в выборе работы и предпочитают держаться за ту, что есть.

Владимир Гимпельсон и Анна Шарунина решили выяснить, что же на самом деле происходит на российском рынке труда и что там доминирует: мобильность или стабильность, и чем объясняются движения показателей занятости и безработицы. Результаты исследования они изложили в статье «Потоки на российском рынке труда: 2000-2012 гг.».

Как подчеркивают авторы статьи, анализ динамики рынка труда дает возможность прояснить общие механизмы его функционирования и оценить их влияние на экономический рост и производительность. «Вопросы о том, мобильны ли российские работники, в какой мере и в каких направлениях, неоднократно привлекали исследователей, но остаются открытыми и во многом зависят от выбранного угла зрения. В то же время ответы на него имеют и очевидное практическое значение», – отметили Гимпельсон и Шарунина.

Эмпирический анализ состояния рынка труда проводился на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ) за период с 2000 по 2012 год. Выбор именно этого периода не случаен, объяснили исследователи. Он отличался значительным макроэкономическим разнообразием, охватывая фазу быстрого экономического роста, острый кризис 2008-2009 годов и посткризисную адаптацию.

Исследовались три основных состояния и их трансформации на российском рынке труда: занятость, безработица и неактивность (когда человек официально не работает и не ищет работу через биржу труда). Авторы исследования выясняли, как часто россияне меняют работу, теряют ее, регистрируются в качестве безработных, уходят с рынка труда и возвращаются на него.

Без работы недолго

Основной вывод, который делают исследователи: мобильность между занятостью, а также официальной и неофициальной безработицей в России весьма высока. Люди часто меняют работу и, теряя ее, по каким либо причинам, быстро снова находят.

Также 90% всех занятых (около 60% от всей выборки) сохраняют свой статус год от года, но при этом довольно активно меняют рабочие места и должности. Среди работающих в госструктурах трудовая мобильность ниже, в частном бизнесе и неформальном рынке труда до трети сотрудников меняют место работы чаще, чем раз в год.

Оставшиеся без работы быстро возвращаются на рынок труда: лишь менее 20% безработных оставались таковыми более года. Согласно результатам исследования, каждый второй (50,9%) находил себе работу в течение года, а каждый третий (30,2%) переставал официально искать работу и никуда не устраивался (то есть оказывался официально экономически неактивным, хотя мог работать неформально).

Официальными безработными при этом становились по большей части потерявшие занятость (60%) и те, кто был вне формального рынка труда, но решил выйти на него в поисках работы (40%). Таким образом, наибольшее количество россиян относится либо к группе работающих, либо к группе экономически неактивных. Между этими группами также идет активный взаимообмен.

Гимпельсон и Шарунина выяснили, что наиболее часто уходят и вновь приходят на рынок труда женщины. Можно предложить три объяснения «женского лица» в этих перемещениях.

Во-первых, женщины относительно позже (по сравнению с мужчинами) выходят на рынок труда и раньше уходят с него. Это означает, что часть мужчин может не попадать в выбранные возрастные рамки анализа.

Во-вторых, из-за более высокой смертности в трудоспособном возрасте мужчины имеют более высокие шансы выпасть из выборки.

Наконец, в-третьих, женщины в большей мере вовлечены в возвратные перемещения между этими состояниями. Это, в частности, связано с рождением детей и связанным с этим временным прекращением трудовой деятельности, объяснили авторы статьи.

При этом мужчины чаще женщин сохраняют работу (68% против 54%), а женщины чаще оказываются неофициально безработными (29% против 17%).

Видимость низкой безработицы

Проведенное исследование также объясняет феномен стабильно низкой безработицы в России (даже во времена кризисов) тем, что люди в большинстве своем не идут на биржу труда и не объявляют себя официально безработными. Около трети всех безработных в России находятся вне ведения государства и статистики. Среди неофициально безработных пенсионеры и домохозяйки, уже полностью и навсегда ушедшие с рынка труда, а также студенты и учащиеся, только выходящие на рынок (или постоянно мигрирующие между состояниями занятости и незанятости), и лица, временно пребывающие вне занятости (например, матери, воспитывающие маленьких детей, или «молодые» и вполне работоспособные пенсионеры). При этом почти 16% неформальных безработных находят работу в течение года и лишь менее 4% становятся официально безработными.

По мнению авторов исследования, большая доля неофициальных безработных объясняется отсутствием каких либо выгод для них. Мизерные пособия, которые к тому же довольно сложно получить, стимулируют незанятых людей браться за любую доступную работу как можно скорее и тем самым сдерживают уровень безработицы. Те же, перед кем не стоит задача получить любую работу любой ценой, также пренебрегают благами безработных, поскольку толку от них мало.

См также:

Более трети предприятий нанимают работников по срочным договорам
Заемный труд требует особого регулирования
Бизнес займется подготовкой кадров
Работодатели ищут специалистов широкого профиля
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Рынок труда сегодня – рынок продавца

 

17 декабря, 2014 г.