• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Детям мигрантов нужно помочь с адаптацией

Детям выходцев из стран СНГ, посещающим московские школы, бывает сложно встроиться в новую среду. Учебные заведения должны помочь им освоить русский язык, а также решить прочие проблемами, возникающие в процессе обучения, отметили Жанна Зайончковская, Юлия Флоринская, Дмитрий Полетаев и Ксения Доронина в исследовании, результаты которого опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly»

В московских школах, по оценкам ФМС, учатся около 70 тысяч детей иностранных граждан. Наиболее распространено совместное обучение. 35% москвичей, опрошенных авторами статьи, указали, что их дети учатся бок о бок с детьми мигрантов. 18% респондентов отметили, что их дети-детсадовцы ходят в одну группу с детьми мигрантов.

Очевидно, что такой подход существенно облегчает адаптацию иностранцев к жизни в России. И все же дети мигрантов порой с трудом интегрируются в сообщество с другой культурой, отметили ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Жанна Зайончковская, старший научный сотрудник этого института Юлия Флоринская, директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев и аспирант кафедры демографии НИУ ВШЭ Ксения Доронина. Изменить свое мышление и правила поведения детям-иностранцам оказывается непросто.

В итоге ухудшается качество обучения в классе, возникают конфликты, замешанные, в том числе, и на ксенофобии, отметили эксперты в статье «Мигранты глазами москвичей». Исследователи предложили целый комплекс решений этой проблемы, начиная от поддержки учителей, работающих с детьми мигрантов, и заканчивая общественными мерами борьбы с нетерпимостью.

Статья написана по результатам проекта Центра миграционных исследований «Защита прав москвичей в условиях массовой миграции», выполненного в 2013 году. Проект базировался на опросе 800 человек – 600 москвичей и 200 международных трудовых мигрантов.

Этнических классов в школах нет

Точной информации о численности детей иностранцев, обучающихся в столичных школах, в открытом доступе нет. Есть лишь уже названные оценки ФМС (70 тысяч человек), а также мнения отдельных экспертов. Департамент образования Москвы, по словам авторов статьи, не смог предоставить информацию о детях мигрантов в столичных школах.

Однако ясно, что при любом раскладе речь идет о весьма внушительной цифре – десятках тысяч детей, нужды которых необходимо учитывать.

Между тем, этот социальный слой так и остается неизученным. Так, к примеру, нет исчерпывающих данных об этнической принадлежности иностранных учеников.

Авторы статьи решили провести собственное исследование на основе опроса москвичей и мигрантов. Ключевых выводов два. Во-первых, «этнических» школ – с преобладанием в классах детей мигрантов – не выявлено. Во-вторых, определилась национальная структура этого сообщества.

Чаще всего, по данным исследователей, в школах учатся дети выходцев из Азербайджана, Армении и Грузии (22,6%). На втором месте по численности – дети внутренних мигрантов из северокавказских республик РФ – Чечни, Дагестана и пр. (11%). На третьем месте – дети жителей Таджикистана, Узбекистана и Киргизии (8,5%).

В детских садах выделяются те же этнические группы, хотя расклад по численности несколько другой. На первом месте по численности – также дети выходцев из стран Закавказья (12,2%), на втором – дети мигрантов из Средней Азии (7,9%). Детей из северокавказских республик РФ – 3,7%.

Таблица 1. Обучение детей мигрантов вместе с московскими детьми, %

Откуда прибылиЕсть ли дети мигрантов в группе детсада с Вашими детьмиЕсть ли дети мигрантов в классе с Вашими детьми
По всей выборкеСреди тех, у кого есть дети до 18 летПо всей выборкеСреди тех, у кого есть дети до 18 лет
(602 чел.)(164 чел.)(602 чел.)(164 чел.)
Таджикистан, Узбекистан, Киргизия2,57,938,5
Азербайджан, Армения, Грузия4,212,27,622,6
Украина, Молдавия, Белоруссия132,56,7
Республики Северного Кавказа России (Чечня, Дагестан и др.)1,23,73,511
Другие регионы России132,37,3
Нет детей мигрантов94,281,788,565,2

Источник: статья Ж.Зайончковской, Ю.Флоринской, Д.Полетаева и К.Дорониной

И эти данные, и опрос самих мигрантов показывают, что российское образование вполне доступно для детей иностранцев. Большинство – три четверти – детей школьного возраста из семей опрошенных мигрантов посещали школу, отмечается в работе. Тем не менее, в ситуации с доступом детей-иностранцев в московские школы не обошлось без парадоксов.

«Пропуск» иностранцев в школы работает не всегда

С одной стороны, при приеме ребенка в школу ее администрация обычно требует, наряду с типовым набором документов (паспорт родителей, письменное заявление о приеме, свидетельство о рождении, медкарта), московскую регистрацию. Ее отсутствие может служить основанием для отказа при поступлении в школу.

С другой стороны, существует установка на обучение всех детей, находящихся на территории РФ, независимо от регистрации у родителей (см. письмо Минобрнауки «О правилах приема в общеобразовательные учреждения» от 28 июня 2012 года). Эта установка предопределена Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка, которую Россия ратифицировала. Поэтому после приема ребенка в школу, по истечении трехмесячной регистрации, администрация школы, по идее, не имеет права требовать ее продления.

Де-факто дело обстоит иначе. Директора московских школ почти всегда спрашивают о регистрации у родителей, напоминают авторы статьи. Препятствие ли это для доступа в школу? Очевидно, да.

Но проблемы возникают не только «на входе» в школу, но и в процессе обучения. Это связано не только с отношением к мигрантам, хотя этот фактор, несомненно, важен. Так, иностранцы в своих оценках отношения к их детям в школах разделились почти поровну. Одна часть считает отношение нормальным, другая – не очень хорошим, приводят исследователи данные опроса.

Однако проблема не только в этом, но и в знаниях, и в поведении детей-мигрантов, а также в пробелах работы школы.

Мигрантов нужно подтянуть по русскому языку

Из-за плохого знания детьми-мигрантами русского языка в школах снижается качество обучения, подчеркивают авторы статьи. Для предотвращения таких провалов нужна специальная работа – детям надо помочь интегрироваться в новую среду. Это подразумевает, в том числе, и дополнительную подготовку по русскому языку.

Уровень знания языка можно было бы тестировать уже «на входе» в школу, считают авторы статьи. По их мнению, принципы зачисления детей-мигрантов могли бы быть несколько иными – их имело бы смысл брать «в класс, подходящий по уровню знаний, а не по возрасту». При этом тестирование актуально для детей младше 15 лет. Для старших лучше использовать вечернюю школу или экстернат.

«Подобная практика уже применяется в школах русского языка, находящихся сейчас в неопределенном юридическом статусе и под угрозой расформирования, – добавляют авторы статьи. – Их опыт не должен быть утрачен». К слову, повышение уровня владения русским языком улучшило бы успеваемость не только среди детей иностранцев, но и среди детей москвичей.

Учителей нужно научить разрешать конфликты

Самую проблемную группу составляют дети внутренних мигрантов из республик Северного Кавказа, пишут эксперты. Они объясняют это явление «иной ментальностью»: «Мальчики из этих республик быстрее взрослеют, их жизненный опыт богаче, поэтому они часто выступают в роли неформальных лидеров в классе». В классах, где учатся несколько таких детей, «подчас возникает нездоровая атмосфера, когда эти дети начинают терроризировать остальных», продолжают исследователи. Так, среди выходцев из этих республик распространено высокомерное отношение к девочкам.

Для решения конфликтных ситуаций учителям имело бы смысл пройти специальные тренинги, пройти обучение методикам, позволяющим противостоять подобным сложностям. «При всем обилии проблем, имеющихся в школах, где обучаются дети мигрантов, для обмена опытом по решению таких проблем существуют только спецсеминары для завучей, где время от времени поднимается тема детей-мигрантов», – сетуют авторы статьи.

Работу с мигрантами надо поощрять дополнительно

Один из существенных пробелов в работе школ состоит в том, что сейчас система оплаты труда учителей, предусматривающая надбавки за дополнительный труд, тем не менее, не содержит поощрений за усилия учителя при работе с детьми-мигрантами. Это явное упущение. Педагоги, работающие в таких классах и преодолевающие больше трудностей, оказываются в проигрыше по зарплате, указывают исследователи.

В итоге нередки ситуации, когда учителя стараются избегать приема в свой класс иностранных детей. «Этот недостаток оплаты труда учителей должен быть по возможности быстро устранен», – подчеркивают исследователи.

Также необходимо активнее использовать систему государственных грантов, поддержку работы общественных объединений и детских организаций, занимающихся адаптацией детей мигрантов.

Нужно снизить ксенофобию в обществе в целом

Учителя порой проявляют ксенофобию, хотя ее уровень, по оценке экспертов, не достигает критического. Однако нетерпимость – это проблема общественного сознания в целом, подчеркивают эксперты. Иными словами, необходимо менять мышление.

Борьба с ксенофобией, отмечают в заключение исследователи, подразумевает усиление ответственности за оскорбления по национальному признаку и воздействие через общественное мнение.

См. также:

Ради заработка мигранты жертвуют своими правами
Миграционная политика должна быть последовательной
Москвичи и мигранты не понимают друг друга
Мигранты следуют за инвестициями
Мигранты должны приезжать надолго
Мигранты и экспаты
Трудовые мигранты не конкурируют с аборигенами
Миграция между регионами бессмысленна или невозможна
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 2 сентября, 2014 г.