• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регионам не хватает денег

Даже с учетом возросших на 8,5% доходов, региональным бюджетам не удастся избежать дефицита по итогам 2014 года. Федеральному центру придется найти дополнительные средства для финансирования расходов субъектов РФ, иначе последним придется наращивать кредиторскую задолженность, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе»

На фоне провала бюджетных показателей регионов в первом полугодии 2013 года, статистика по доходам консолидированных региональных бюджетов в первые шесть месяцев текущего года выглядит неплохо. Доходы регионов в целом (без учета данных нового для России Крымского ФО) выросли на 8,5%.

Приличными темпами росли практически все важнейшие составляющие доходов. К примеру, налог на прибыль перестал быть основной проблемой региональных бюджетов. Рост его поступлений к низкой базе 2013 года составил 17%. Для справки: рекордный рост платежей по налогу на прибыль в региональные бюджеты был зафиксирован в 2012 году, когда суммы выросли почти на треть к показателям 2011 года.

Одновременно с быстрым ростом поступлений налога на прибыль, с 11,2% в 2013 году до 6,7% в 2014 году замедлился рост платежей по НДФЛ. Причина – в замедлении роста заработной платы в текущем году.

Трансферты из федерального бюджета в первом полугодии 2014 года выросли на 7,5% (против сокращения почти на 20% год назад) и перестали быть фактором сокращения региональных доходов.

Из-за роста на рынке доли высококлассного дизельного топлива, облагаемого по более низким акцизным ставкам, снизились поступления акцизов на бензин и дизтопливо.

Таблица 1. Темпы роста доходов консолидированных региональных бюджетов в 2013 и 2014 гг. за первое полугодие, в % год к году

 2013 к 20122014 к 2013
Доходы в целом94,8108,5
Налог на прибыль74,5117
НДФЛ111,2106,7
Акцизы111,492,2
Трансферты81,3107,5

Источник: Федеральное казначейство.

Расходы региональных бюджетов в первом полугодии 2014 года (также без учета Крыма) по отношению к соответствующему периоду прошлого года выросли на 6,7%.

Инфляция составила 7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Следовательно, в реальном выражении расходы региональных бюджетов практически не изменились.

Профицит региональных бюджетов в первом полугодии составил 83 млрд рублей (это 2% от доходов). В принципе, профицитное исполнение в первом полугодии характерно для региональных бюджетов, но в отличие от кризисных 2013 и 2014 годов, в 2010-2012 годах это профицит был существенно больше и в абсолютном и в относительном выражении. Например, в 2012 году профицит в первом полугодии составлял 10% доходов.

Таблица 2. Доходы, расходы и дефицит региональных бюджетов, млрд. руб.

 20102011201220132014, 1 вар.2014, 2 вар.
Доходы653476418060819884248891
Расходы663476768339883795619400
Дефицит-100-35-279-640-1137-509
Дефицит, в % к ВВП0,220,060,450,961,590,71

Источник: Федеральное казначейство, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Таблица 2 содержит два варианта прогноза доходов и расходов регионов в 2014 году, которые основаны на коэффициентах равномерности исполнения бюджетов (на соотношении полугодовых и годовых данных исполнения бюджетов). Если для прогноза использовать средние за период 2010-2013 годов коэффициенты равномерности и по доходам, и по расходам (вполне обоснованный подход), то получается первый вариант прогноза с огромным дефицитом и непонятными источниками его финансирования. Не будем забывать, что уже по итогам прошлого года ряд регионов оказался в кабале у коммерческих банков, в текущем году получение банковских кредитов даже в объеме 2013 года (283 млрд рублей) кажется экспертам маловероятным.

Рисунок 1. Доходы и расходы региональных бюджетов в 2010-2014 гг., в % к ВВП

 

Источник: Федеральное казначейство.

Второй вариант прогноза основан на коэффициентах равномерности исполнения региональных бюджетов за 2013 год. В 2013 году доходы регионов в первом полугодии составили всего 45% от годовых, а в предыдущие три года этот показатель превышал 48%. При таком подходе дефицит сокращается более чем вдвое и составляет около 500 млрд рублей. Однако и его профинансировать будет непросто, с учетом уже упомянутой закредитованности регионов в коммерческих банках и небольших остатках на бюджетных счетах.

В сложившейся ситуации федеральному центру предстоит найти ресурсы оказания регионам дополнительной финансовой поддержки сверх 150 млрд рублей, выделяемых в соответствии с майскими поправками к федеральному бюджету. Альтернативный вариант – наращивание регионами просроченной кредиторской задолженности. Речь идет о просроченных бюджетными учреждениями платежах за свет, воду, услуги подрядных строительных организаций.

Андрей Чернявский

Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №76, 9 – 22 августа 2014 г.

 

27 августа, 2014 г.