• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Средний возраст университетских преподавателей увеличивается

Несмотря на расширение системы высшего образования во всем мире, стать штатным хорошо оплачиваемым преподавателем вуза молодому специалисту очень нелегко. Мешает многое: кадровая политика учебных заведений, отстающий рост госфинансирования, а также замена связями рыночных механизмов распределения вакантных мест, выяснила в ходе исследования международная группа ученых – Мартин Финкельштейн, Кевин Иглесиас, Анна Панова и Мария Юдкевич

Есть государства, где быть преподавателем вуза выгодно и почетно, есть те, в которых обучение студентов – одно из самых малооплачиваемых занятий. Доходность преподавательской деятельности зависит от многих причин: госфинанисрования науки и образования, кадровой политики вузов, динамики численности студентов.

Профессор высшего образования в Университете Сетон-Холл Мартин Финкельштейн, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем доступности высшего образования при Университете Сетон-Холл Кевин Иглесиас, младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Анна Панова и директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Мария Юдкевич провели исследование с целью выяснить, каковы финансовые и карьерные перспективы молодых преподавателей. Исследователи анализировали перспективы преподавателей, выходящих на академический рынок в десяти странах мира: Бразилии, Китае, Индии, Франции, Германии, Норвегии, России, Португалии, ЮАР и США. По результатам исследования журнале «Вопросы образования» №2 за 2014 год была опубликована статья «Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда: глобальное сравнение и оценка».

Специалисты исследовали, кто идет в преподаватели и, следовательно, что ждет научное сообщество в будущем. Они изучили структуру возможностей глобального академического рынка, конфигурацию спроса на молодых специалистов и их предложение. Были рассмотрены вопросы организации академического рынка, которые способствует привлечению к научной деятельности самых умных и одаренных, а также факторы, препятствующие построению карьеры в науке.

Ситуации на академическом рынке труда ученые рассматривали на основании четырех индикаторов спроса:

  • темпа прироста численности студентов;
  • затрат на исследования и разработки и на образование;
  • распределения имеющихся преподавателей по возрасту и должностям в соответствии с национальной пенсионной политикой;
  • изменения технологий, наличия новых моделей обучения и степени охвата студентов и преподавателей этими моделями.

Студентов больше, денег меньше

Национальные системы высшего образования рассматриваемых стран, оцениваемые по численности студентов и преподавателей, существенно выросли – вот первый вывод исследователей в результате проведенной работы.

С 1992 по 2007 год количество студентов в десяти изучаемых странах увеличилось примерно на 70%, а численность профессорско-преподавательского состава выросла более чем на 170%. При этом доля студентов в совокупной численности населения повысилось с 29 до 55%.

Во Франции, Германии и Португалии студенты составляют от 50 до 60% численности населения в возрасте от 18 до 24 лет – это меньше, чем в Норвегии и США, где их от 70 до 80%.

В то же время такое расширение системы высшего образования не упростило получение работы преподавателям. Им не стало легче получить высокую зарплату и карьерные перспективы, поскольку академические системы как доля национальных экономик остались практически неизменными. «Другими словами, средства на высшее образование, которые составляют стабильную долю валового внутреннего продукта, расходуются теперь на значительно большее число преподавателей и студентов», – поясняют авторы исследования.

Так, например, в России госрасходы на образование в 2007 году составляли 3,6% ВВП (рост на 0,4%), во Франции 5,9% (нулевой рост), в Германии 4,6% (сокращение на 2,1%). Больше всего вкладывают в высшее образование, в процентном отношении к затратам на образование в целом, в Норвегии.

«Результатом таких тенденций в развитии национальных образовательных систем стало увеличение частного сектора, отвечающего на избыточный спрос, и распространение такого явления, как работа преподавателей на должностях, не предусматривающих карьерный рост, в том числе предполагающих неполный рабочий день, – отмечают эксперты. – Это обеспечивает большую гибкость бюджета для университетов».

Так, например, частный сектор образования резко вырос в Бразилии, Индии, России и даже Китае, однако трудоустройство в нем недостаточно регламентировано и условия труда значительно уступают условиям в госсекторе. Во многих странах БРИКС зарплата начинающих преподавателей не обеспечивает уровень жизни среднего класса, отметили ученые. В Бразилии остается нормой занятость на неполный рабочий день, в Индии в государственном и частном секторе преобладают временные контракты.

Опыт важнее молодости

Повсеместное увеличение возраста получения первой постоянной работы преподавателями – это еще один тренд, который выявили исследователи, проанализировав академическую систему в разных странах. «Стабильную работу сегодня получают во все более позднем возрасте, следствием чего стало широкое распространение новых академических позиций, в частности, позиции постдока (должности для специалистов с ученой степенью, предлагаемые на короткий срок под конкретные цели)», – отметила Юдкевич.

Более 40% преподавателей в России, Германии, Португалии и США старше 50 лет, в то время как в Норвегии и Франции таких от 25 до 33%. С другой стороны, в Китае, Индии и в ЮАР достаточно велики когорты преподавателей в возрасте 30-40 лет. В Бразилии в последние годы также увеличилась доля молодых преподавателей.

При этом в некоторых странах, таких как Германия и Норвегия, учеба в аспирантуре сама по себе считается отправной точкой научной карьеры. В большинстве стран ученая степень является первым критерием найма.

В частных вузах средний возраст преподавательского состава в ряде случаев оказывается еще выше, чем в государственных. Причина: увеличение пенсионного возраста. Преподаватели, покинувшие по возрасту государственные учебные заведения, переходят в частные вузы. «Ирония ситуации состоит в том, что это происходит и в системах образования, растущих быстрыми темпами, – в Китае и ЮАР, где высвобождающиеся должности вполне могли бы занять относительно молодые преподаватели», – указывают авторы исследования.

В Китае, правда, ситуация неоднозначная: исследовательские университеты, финансируемые центральным правительством, предлагают достойное вознаграждение и весьма заманчивые перспективы построения карьеры, но в целом система характеризуется низким вознаграждением и неопределенностью карьерных путей.

Связи вместо конкуренции

Получить доступ к «выгодным» вакансиям молодым талантливым преподавателям в ряде случаев мешает закрытость академических систем. Несмотря на то, что большинство рассматриваемых систем придерживаются принципа открытой конкурентной борьбы при найме, как минимум в трех системах (Россия, Китай и Индия) на всех уровнях системы отбор осуществляется менее открытым и конкурентным способом.

«Возможности для самых умных и талантливых претендентов получить желаемую позицию ограниченны в той мере, в какой привлечение и отбор сотрудников определяются местными социальными связями», – подчеркивают эксперты. Во многом господство таких механизмов отбора объясняется отсутствием национального академического рынка: в этом случае социальные связи заменяют собой рыночные механизмы распределения вакантных мест и определения «цены».

Стратегии открытого найма преподавателей в масштабах всей страны в большей мере характерны для Франции, Германии, Норвегии и США. При этом только США могут набирать сотрудников по всему миру – хотя бы потому, что английский язык распространен повсеместно. Возможности международного найма для Франции и Германии несколько ограниченны из-за языковых барьеров.

Поиск кадров на международном академическом рынке осуществляют лучшие исследовательские университеты, и этот поиск ведется лишь среди самых перспективных молодых ученых. Большинство получивших ученую степень молодых специалистов, которые остаются в академической сфере, находят вакансии в своей стране. Они даже не выходят на международный рынок.

См также:

Мобильность студентов возрастет
Борьба с коррупцией служит условием выживания вузов
Канада создаст оазис для иностранных студентов
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Вузы США в Азии могут утратить идентичность
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего

 

26 августа, 2014 г.