• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Частная школа меняется быстрее государственной

Лучшие частные школы в России становятся пионерами изменений в системе среднего образования в целом. Их новации повышают качество образования, а затем входят в практику государственных школ. О методах работы инновационных негосударственных учебных заведений рассказали Татьяна Рогозина и Татьяна Щур в новом номера журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования»

Появление в России в начале 1990-х негосударственных школ сигнализировало о неудовлетворенности части родителей, да и самих педагогов, государственной системой образования. Сейчас в стране, по оценкам экспертов, свыше 500 частных школ, что составляет примерно 1% от общего числа средних школ.

Лучшие частные школы, наряду с частью государственных, работающих по авторской методике, повысили инновационность средней школы как института, отмечают доцент кафедры управления и экономики в образовании Ленинградского областного института развития образования Татьяна Рогозина и генеральный директор частной гимназии «Альма матер» (Санкт-Петербург) Татьяна Щур. Среди таких практик, например, индивидуальный подход к ученикам, очно-заочные формы образования – дистанционное обучение и экстернаты, работа в мобильных группах, сформированных по уровню знаний и интересам учащихся, работа учителей-предметников с учениками начальной школы и многое другое.

Отчасти статья Рогозиной и Щур «Опыт частных школ для развития перспективных практик обучения», опубликованная в журнале «Вопросы образования», 2014 № 2, стала апологией негосударственных учебных заведений. И, напротив, эксперты довольно пристрастно оценивают работу государственных школ. Но если вынести за скобки субъективную составляющую, то авторы статьи, безусловно, правы в том, что частные учебные заведения выполняют во многом диагностическую и даже терапевтическую функцию – нащупывают проблемы, вызревающие в школе, и находят для них нетривиальные решения.

Ориентация на ученика

Индивидуальное обучение с высокими результатами, более широкий круг предметов (включая, например, танцы и конный спорт), активная работа психологов, существование очно-заочных форм обучения – такова лишь часть требований, которые клиенты, состоятельные семьи, предъявляют к новоиспеченным частным школам. И негосударственные учебные заведения, по определению клиентоориентированные, пытаются отвечать на эти запросы. Либо имитировать ответ на них. Школы-имитаторы в итоге часто не выживали. Школы, действительно ставившие во главу угла интересы ученика и качество обучения, как правило, шли в авангарде общешкольных изменений. Опираясь на пример частной петербургской гимназии «Альмаматер» (такой конкретики требует сама журнальная рубрика «Практика»), авторы статьи выступают за специализацию всех систем жизнеобеспечения школы, от персонала до образовательной среды, в соответствии с запросами и возможностями учеников. Такой подход отвечает установке «успешно учиться может каждый».

Другие компоненты успеха частных школ, по мнению экспертов, – постоянная работа с мотивацией учащихся, в том числе, с помощью обильной проектной деятельности, и поддержка ярких инициатив педагогов, детей и родителей. Причем одними «декларациями о намерениях» тут не обойтись. Частным школам «нужны реальные изменения в образовательной политике, так как они во многом определяют ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг», подчеркивают Рогозина и Щур.

Абсолютизировать понятие нормы возможностей ученика не стоит, полагают авторы работы. Норма, по их убеждению, изменчива. Так, в 1990-х годах в частные школы нередко попадали «неформатные» дети, с проблемами в поведении и учебе, которые не могли и не хотели учиться в обычной школе. В те же заведения нередко попадали и «дети элиты». Так что говорить о некоей усредненной норме довольно сложно. Частным школам приходилось находить к каждому такому ученику особый подход.

В лучших государственных и частных школах учебный процесс приспосабливали не к норме, а к ее носителю – ученику. Общее между государственными учебными заведениями (например, московскими «Школой самоопределения» А.Н.Тубельского, Центром образования Ямбурга (школа № 109), школой № 1060, основанной на вальдорфских технологиях, екатеринбургской гимназией «Корифей» и пр.) и передовыми частными школами состоит, прежде всего, «в признании субъектности ученика и усилении вариативности образовательного процесса», подчеркивают авторы статьи. В этом смысле авторские государственные и частные школы, говоря словами директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, «выступают как поисковые механизмы, апробирующие разные пути образования в культуре».

Одним из ответов на запрос, состоявший в обучении детей с разными потребностями, было введение рядом школ в 1990-е годы предметного обучения уже с первого класса.

Раннее предметное обучение позволяет дать больше знаний

Практика обучения детей в начальной школе одним учителем базируется на постулате о том, что младшим школьникам трудно приспособиться к большому числу педагогов, которые предъявляют к ним разные требования. Впрочем, за этим постулатом, по мнению авторов статьи, стоят совсем другие трудности: необходимость для учителей договариваться между собой о том, как они будут учить детей совместно.

Для решения этих проблем в частных школах создаются кафедры и творческие группы. Это позволяет каждому учителю видеть перспективу преподаваемого предмета и решать значимые для школьника вопросы в одной команде с другими педагогами. К примеру, учителям предлагают специализироваться на одном предмете (даже русский язык и литература находятся в ведении разных педагогов).

Такой подход требует дополнительной работы с кадрами. К примеру, в начальной школе появилась должность воспитателей. Они освобождены от преподавательской деятельности, но присутствуют на всех уроках. Тем самым каждое занятие оказывается открытым, что помогает повысить качество преподавания.

Индивидуальное обучение удобно и детям, и педагогам

О необходимости индивидуального подхода часто говорят учителя и руководство государственных школ. Однако, как правило, «массовая» школа с трудом справляется с такой задачей. Многие частные школы исходят из представления о том, что разных учащихся следует учить по-разному. При подобной системе такие важные предметы, как русский язык, математика, чтение, учащиеся изучают индивидуально или в малых группах.

Опыт появления индивидуальных учебных планов помогает решить и проблему, связанную с отсутствием учеников на занятиях (например, в связи с командировкой родителей). Чтобы восполнить пробелы в знаниях, частные школы организуют очно-заочные формы обучения – экстернат и дистанционное образование. Причем тут возможны и дополнительные занятия, и летние школы.

В системе индивидуального преподавания есть явные бонусы и для администрации школы, которая вынуждена решать проблему «омоложения» кадров, и для самих учителей, утверждают эксперты. Так, появляется возможность снять часть нагрузки с пожилых педагогов и обеспечить им более комфортные условия работы – например, дистанционно, из дома.

Адресный подход и предметное обучение в начальной школе являют собой воплощение идеи адаптивной школы, которая сегодня заложена в государственных образовательных стандартах и должна реализовываться через основную образовательную программу каждой школы, комментируют авторы статьи.

Исходя из того, что успешно учиться может каждый, частные школы активно вводят обучение в потоке – в группах переменного состава, в зависимости от знаний и интересов. Таким образом, школьные предметы изучаются как в классе, так и в мобильных группах.

Новации на экспорт

Хорошие государственные и частные школы имеют дело с родителями, уверенно ориентирующимися в учебных программах. Татьяна Рогозина и Татьяна Щур обращают внимание на особенности учебных запросов семей.

В начале 1990-х родители хотели видеть в программе частных школ углубленный курс иностранного языка, танцы и верховую езду. После кризиса 1998 года интерес к светскому воспитанию сменился требованием хорошо преподавать математику и физику. Сейчас родители хотят для детей качественного образования по максимуму предметов, включая спорт и дополнительные занятия. Эти требования необходимо постоянно анализировать и вырабатывать усовершенствованные учебные планы.

Лучшие инициативы частных школ учитывают и государственные школы. Тем самым они решают проблемы мотивации учеников и учителей и повышают свои результаты. Правда, в отличие от частных школ, государственные более осторожны, считают авторы статьи. У них меньше прав на ошибку: в таких школах куда более разнообразный контингент учащихся, иное управление, контроль и возможности.

Так или иначе, частные школы во многом идут с опережением, утверждают Рогозина и Щур. Только так они смогут выжить, подчеркивают они. «Возможно, в будущем разница между образовательными системами частной и государственной школы будет менее существенна, – рассуждают авторы статьи. – Но задача сохранения имиджа школы будет стимулировать постоянное движение и поиск».

См. также:

Подростки самостоятельно выбирают будущую работу
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Семьям с детьми трудно делать сбережения
Родителей и детей разделяет масс-культура
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Детство изменилось и требует нового понимания
Бразилия делает ставку на коммерческое образование

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 июля, 2014 г.