• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»IQНовостиВ регионах доходы педагогов растут неравномерно

В регионах доходы педагогов растут неравномерно

В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. При этом в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться из-за неодинаковой покупательной способности зарплат, отметила старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Наталья Родина в статье в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования»

Обеспечение достойного уровня жизни – цель реформы оплаты труда педагогов, проводимой в последние годы. После ее реализации средняя зарплата учителей должна быть не ниже средней зарплаты в регионе. При этом доходы работников системы образования будут зависеть от эффективности их работы и качества предоставляемых услуг, что предусмотрено вводимой системой эффективного контракта.

Эффект повышения зарплат педагогов в разных субъектах РФ будет разным, утверждает Наталья Родина. Даже при достижении целевых показателей по оплате труда уровень жизни преподавателей на местах будет существенно варьироваться, отметила она в статье «Межрегиональные различия в заработной плате педагогов до и после принятия указов о повышении оплаты труда», опубликованной в журнале «Вопросы образования», № 1 за 2014 год. Разную значимость прибавки к зарплате определяют структура и уровень развития экономики региона, доля в ней бюджетных отраслей. Важную роль играют особенности территории, в частности, отражает ли среднемесячная зарплата в регионе реальный уровень жизни населения.

Исследование опирается на данные Министерства образования и науки РФ и Росстата о зарплате педагогов за 2011 – первое полугодие 2013 годов.

Доход зависит от региона

Идея эффективного контракта подразумевает выплату педагогам такого вознаграждения, при котором они могли бы достойно обеспечивать семью. Ориентиром достойного уровня оплаты труда принято считать среднемесячную зарплату по экономике региона. Но средняя зарплата по субъекту РФ не всегда реально отражает уровень жизни населения, отметила Наталья Родина. Так, показатель средней зарплаты в регионе оказывается заниженным в областях, соседствующих с агломерациями (Московская область и Москва, Ленинградская область и Санкт-Петербург), он не учитывает доходы от личного подсобного хозяйства и предпринимательские доходы.

На величину средней зарплаты в регионе влияет множество факторов. Среди них – структура и состояние местной экономики, а также доля занятых в отраслях бюджетного сектора. Если она высока, то средняя зарплата по региону будет более низкой, что делает менее значимой прибавку к зарплате педагогов. Значимость доведения оплаты труда педагогов до средней по региону будет разной на разных территориях страны в силу всех межрегиональных контрастов, утверждает эксперт.

Тем не менее, налицо общий тренд – сокращения неравенства в доходах населения. Различия между регионами по зарплате сглаживались на протяжении 2000-х годов за счет роста оплаты труда низкооплачиваемых работников. Но, как бы ни сокращалось неравенство между областями по абсолютной величине зарплат педагогов, покупательная способность этих зарплат по-прежнему сильно разнится по регионам, акцентирует Наталья Родина. Под покупательной способностью понимается соотношение зарплаты со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Такое соотношение находится в диапазоне «менее 1 – более 3,6», в соответствии с ним автор статьи выделяет несколько ступеней (рисунок 1).

До реформ зарплаты педагоги в регионах получали одинаково

На рисунке 1 отражена покупательная способность зарплаты педагогов дошкольного и общего образования в разных регионах (кривые для двух этих категорий преподавателей почти идентичны, поэтому исследователь ограничилась графиками по дошкольному образованию).

До начала прошлого года региональных различий в покупательной способности зарплат педработников дошкольного, общего и дополнительного образования почти не было, пояснила Наталья Родина. Для педработников дошкольного и дополнительного образования детей эта ступень характеризуется тем, что зарплата в 1-1,5 раза выше стоимости фиксированного набора потребительских товаров, для педагогов общего образования – в 1,5-2 раза выше стоимости этого набора.

Лишь в 8-10 регионах оплата труда педработников была существенно выше стоимости фиксированного набора потребительских товаров. У воспитателей детсадов в регионах-лидерах зарплата была минимум вдвое выше стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, у школьных учителей – в 2,5-3 раза.

Воспитатели детсадов имели самые высокие доходы в Москве, Санкт-Петербурге и регионах с богатым ресурсным потенциалом (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область). Зарплата школьных учителей была максимально высокой в вышеперечисленных субъектах федерации, а также на Чукотке, на Сахалине, в Магадане и Мурманске, отметила исследователь.

Самая низкая покупательная способность зарплат педагогов зафиксирована в Карачаево-Черкессии, Дагестане, Калмыкии и Северной Осетии.

Рисунок 1. Распределение регионов по соотношению заработной платы педагогических работников дошкольного образования со стоимостью потребительского набора товаров и услуг, 2011 г. – 1 полугодие 2013 г.*

 

Реформа зарплат повысила уровень жизни учителей

В 2013 году ситуация явно изменилась: для всех уровней образования (кроме начального и среднего профессионального) кривая распределения регионов по соотношению зарплаты педработников и стоимости фиксированного набора потребительских товаров сместилась в сторону увеличения покупательной способности зарплат преподавателей.

Прежде всего, исчезли регионы, в которых зарплата педагогов была ниже стоимости фиксированного набора потребительских товаров. Так, в 2011 году в 25 субъектах РФ зарплата воспитателей детсада не достигала стоимости этого набора, а в начале 2013 года остался только один такой регион.

Форма кривой в начале 2013 года тоже изменилась (рисунок 1). Если в 2011-2012 годах более половины регионов не различались по покупательной способности зарплат педагогов, то в первом квартале 2013 года неоднородность субъектов РФ по этому показателю усилилась.

Большинство – 67% – субъектов РФ передвинулись на один уровень по покупательной способности зарплат воспитателей детсадов, что отвечает общей тенденции увеличения доходов педагогов. Еще 22% регионов переместились на два зарплатных уровня, что для проживающих в них педагогов означает выигрышную прибавку к зарплате. А 10% регионов остались на том же уровне по покупательной способности зарплаты. «При общем увеличении по стране покупательной способности зарплаты их можно считать относительно проигравшими», – комментирует Наталья Родина.

Таким образом, на фоне снижения неравенства в распределении доходов педагогов по регионам РФ в последние три года наблюдается рост неоднородности субъектов РФ по покупательной способности зарплат педагогов. «Уровень оплаты труда педагогов в разных регионах РФ различался в начале 2013 года более сильно по сравнению с предыдущими годами», – подчеркивает автор статьи.

В перспективе зарплата педагогов будет стремиться к целевым показателям в соответствии с указами президента РФ. Однако последние данные о соотношении зарплат педагогов со средней зарплатой по региону показывают, что «даже при достижении целевого уровня покупательная способность зарплаты педагогов сильно разнится между регионами РФ», отметила Родина.

Такая ситуация означает, что даже при выполнении задач, сформулированных в указах, доходы и уровень жизни педагогов разных регионов будут ощутимо различаться. Иными словами, эффект повышения зарплат преподавателей в этих регионах будет разным. Каким именно – не в последнюю очередь зависит от экономики региона и остальных его особенностей.

См. также:

Уровень жизни учителей зависит от региона
Рейтинг школы зависит не только от результатов ЕГЭ
Российские ученики учатся ради школы, а не ради жизни
Не каждый год делает учащихся грамотнее
Российские школы не работают на социальный лифт
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения

 

Подразделения