• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации

Общемировая мода на массовые открытые онлайн-курсы – Coursera, EdX и Udacity – невольно заставляет экспертов задаваться вопросом о ее побочных эффектах. Популярные платформы онлайн-образования – инновационный способ тиражирования знаний, созданный лучшими университетами США, явно усиливают глобальную экспансию западной академической культуры, а значит, затрудняют развитие ее альтернатив, отметил Филип Дж. Альтбах в новом ежеквартальном журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»

Большинство массовых открытых онлайн-курсов (МООК) разработано университетами США и других западных стран. Да и преподаватели – в основном, американцы. Ту же географическую и ценностную привязку имеют и реализуемые на МООК подходы к образованию. Между тем, основная часть слушателей Coursera, EdX и Udacity живут за пределами США.

Здесь возникает проблема масштабной трансляции западных ценностей в развивающихся странах и потенциального «панамериканизма» академической культуры, считает профессор Филип Дж. Альтбах, директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже. Его статья с броским заголовком «Массовые открытые онлайн-курсы как проявление неоколониализма: кто контролирует знания» вышла в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование» (весна 2014 года) – выпускаемой с этого года русскоязычной версии информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). Благодаря «повальному увлечению МООК» западная академическая культура может стать безальтернативной, полагает Филип Альтбах.

Американские корни онлайн-курсов

Те, кто разрабатывает и реализует наиболее популярные массовые онлайн-курсы, по большей части принадлежат к англоязычной академической культуре, отмечает исследователь. Два основных инициатора появления МООК – компании Coursera и EdX – родом из США. Первая основана профессорами Стэнфордского университета, создатели второй компании – Гарвард и Массачусетский технологический институт. Технологии, используемые в системе МООК, также разработаны преимущественно в США: в калифорнийской Силиконовой долине, Массачусетсе и других центрах инноваций. Инвестируют в разработку популярных онлайн-курсов также, в основном, американцы, добавляет эксперт.

«Эти люди [создатели МООК] не стремятся нарочно насадить свои ценности и подходы к методологии – это происходит совершенно естественным способом», – подчеркивает профессор Альтбах. Само сочетание принадлежности к западной академической культуре и локализации основных разработчиков массовых онлайн-курсов в местах ее наибольшей концентрации априори способствует «усилению господства академической системы англоязычных стран».

Миллионы студентов со всего мира, участвуя в онлайн-курсах, пока не уделяют большого внимания природе транслируемых на МООК знаний и, возможно, не придают особого значения тому, что сама педагогическая философия в рамках этой системы – преимущественно западная. Вузы, расположенные в развивающихся странах, также еще не высказывают озабоченности по поводу содержания массовых онлайн-курсов и тиражируемых ими западных методов преподавания.

Однако нужно отдавать себе отчет в том, что мода на западные дистанционные программы, по мнению Альтбаха, «будет иметь серьезные последствия для развивающихся стран». Именно в этом смысле к МООК, видимо, и применим термин «неоколониализм».

Академические культуры под угрозой

Профессор Альтбах обращает внимание на потенциал массового онлайн-образования в сфере глобализации. Оно, по мнению эксперта, катализирует процессы, запущенные глобализацией. «Глобализация уже привела к увеличению влияния академических центров, расположенных в странах с более развитой экономикой, – указывает исследователь. – Развитие МООК будет в еще большей степени усиливать этот процесс, расширяя доступ к имеющимся базам знаний путем использования новейших технологий».

И действительно, многие университеты из менее развитых стран, присоединившиеся к платформам онлайн-образования, будут использовать уже существующие технологии, тиражировать уже разработанный западный контент.

Сейчас на Coursera доступно около 540 курсов по разным дисциплинам, и лишь примерно четверть из них – 24% – разработаны вне англосаксонского мира: США, Великобритании, Канады и Австралии. Иными словами, господство англоязычного просветительства на онлайн-курсах бесспорно.

«Я вовсе не пытаюсь сказать, что в деятельности сообщества, заинтересованного в развитии идеи МООК, есть что-то предосудительное», – подчеркивает Филип Альтбах. Более того, абсурдно было бы утверждать, что большинство текущих онлайн-курсов несостоятельны в плане содержания и методологии только потому, что они основаны на западных подходах к образованию.

В то же время, акцентирует эксперт, пора обратить внимание на то, что развитие массовых открытых онлайн-курсов способствует укреплению доминирующей сейчас академической культуры и тем самым притормаживает развитие потенциальных альтернатив, а значит, мешает плюрализму в научном знании.

См. также:

Врачи должны вмешаться в лечение по интернету
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Вузы США в Азии могут утратить идентичность
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 27 мая, 2014 г.