• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создание фирмы помогает бедным

Жители развивающихся стран наиболее активно создают новые фирмы. Это является привлекательной альтернативой миграции, преступной или террористической деятельности, рассказал профессор бизнес-школы Астона Пол Д. Рейнольдс* на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ

Предпринимательство и новые фирмы

В докладе «Исследование темы создания предприятий: выявление причин возникновения новых компаний» Пол Д. Рейнольдс привел результаты исследований, позволяющих дать эмпирическое описание процесса возникновения фирм.

Понятие «предпринимательство» весьма неоднозначно и противоречиво. Тем не менее, любое определение предпринимательства включает процесс создания бизнеса в какой-либо отрасли. Как раз эту черту можно выделить в качестве ключевой и попытаться ее измерить, что и делает Рейнольдс в своем исследовании.

В настоящее время учеными собраны обширные данные о вкладе новых фирм в создание рабочих мест, развитие экономики, создание инноваций, а также о связанных с этим возможностях для карьерного роста людей. Поэтому важно изучить не просто предпринимательство, а именно процесс создания бизнеса. Рейнольдс подчеркнул значимость малого бизнеса, который способствует улучшению состояния отраслей, так как является источником инноваций.

В малый бизнес в мире вовлечено огромное число людей. По данным автора, сейчас 500 млн человек имеют свой бизнес. Больше половины населения США имеет опыт самозанятости. Это важная часть карьеры, которая дает людям, в том числе мигрантам, социальные лифты. В бедных странах у населения не так много возможностей, поэтому малый бизнес и свое дело являются реальным шансом для повышения уровня жизни семьи.

Мифы о предпринимательстве

Предпринимательство овеяно мифами.

Первый миф связан с представлениями о том, что фирмы должны постоянно функционировать для поступательного развития экономики страны. По мнению Рейнольдса, это не так. Фирмы проходят все циклы – от зарождения до расцвета и угасания. Процесс преобразования фирм, закрытие одних и создание других имеет ряд социальных издержек, но в целом способствует высвобождению ресурсов, инфраструктуры, фондов для возникновения более эффективных и современных производств.

Другой миф – утверждение о том, что есть только небольшое количество фирм, играющих значительную роль в развитии экономики. Это крупные фирмы, такие как Google, Microsoft и т.п. Однако если рассматривать конкретный пример и взять московские фирмы, то лишь небольшой процент из них положительно влияет на рост количества рабочих мест. Большинство фирм развивается либо за счет победы над конкурентом, фирма которого закрывается, то есть происходит снижение числа рабочих мест, либо за счет покупки конкурента, при этом число рабочих мест сохраняется.

Для исследования Рейнольдса важен чистый прирост количества рабочих мест. Он исследовал 382 региона США, используя данные по размерам бизнеса в первые два года после организации фирмы. 96% всех фирм имели от одного до девятнадцати рабочих мест. Он выявил корреляцию между размером фирмы и увеличением числа занятых. Наиболее высокой она была для малых фирм – 0,6, чуть меньшей (0,5) – для средних и равной нулю – для больших. Таким образом, именно малый бизнес вносит решающий вклад в создание новых рабочих мест.

Исследование процесса создания фирм

Рейнольдс изучал процесс создания фирмы. Особенно его интересовал самый ранний этап, а именно момент возникновения идеи о своем деле, который в наименьшей степени выявляется с помощью статистики. Он выяснял, кто эти люди-инициаторы и откуда они берут деньги, а также отслеживал процесс работы компании на протяжении одного-двух лет.

Рейнольдс в своем докладе привел результаты двух исследовательских программ: опроса семей, в котором приняли участие восемь стран, и «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM), проводившегося в 100 странах с 2000 по 2011 год.

Эти исследования выявили две формы участия в малом бизнесе: в первом случае участники бизнеса работают сами на себя, во втором – работают на кого-то. Автора интересуют те, кто непосредственно участвует в бизнесе, которым владеет. За индикатор нулевой стадии развития бизнеса принималось отсутствие дохода.

В результате исследований, проводившихся на протяжении нескольких десятилетий, был получен протокол «Панельное исследование динамики предпринимательства» (Panel Study of Entrepreneurial Dynamics – PSED). Концептуальная схема создания фирмы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Концептуальная схема создания фирмы

 

Как показано в левой части диаграммы, те индивиды, которые включаются в процесс создания организации по своему желанию (взрослое население), и те, для кого это – часть их должностных обязанностей (население, занятое в бизнесе), рассматриваются как нарождающиеся предприниматели. В обоих случаях они могут быть частью коллектива, работающего над созданием нового бизнеса. После того, как они подключились к этому процессу, рождается предприятие, называемое стартапом. Цель программы PSED – углубить понимание того, как стартап-предприятие становится прибыльным.

В исследовании использовалась репрезентативная выборка взрослых в возрасте от 18 до 64 лет, которым не запрещено создавать компанию, т.е. они не находятся в заключении, психиатрической клинике или в армии. Было проведено 2 млн интервью, которые позволили выбрать людей, создающих свою фирму. Исследователей интересовала начальная стадия организации бизнеса: от появления идеи и до достижения 42 месяцев жизни компании. Исследование направлено на отслеживание стартап-процесса вплоть до появления результата – рождения новой фирмы или выхода участников из бизнеса.

На рисунке 2 представлен результат изучения группы из 1021 нарождающихся предпринимателей в США, у которых в 2005 году были взяты первоначальные подробные интервью, а затем ежегодные интервью на протяжении последующих пяти лет.

Рисунок 2. Результаты деятельности стартапов с течением времени

 

Рисунок показывает, что через шесть лет после начала процесса около трети респондентов заявили о прибыльности своей фирмы, а примерно один из четырех по-прежнему активно занимался стартап-процессом. Оказалось, что для достижения положительных результатов требуется достаточно долгое время, а доля прибыльных фирм мала.

Исследования показали, что в Японии, Франции, Бельгии только 2-3 человека из 100 среди выборки людей от 18 до 64 лет начинают свое дело. В России таких людей – 5-6, в США – 8-9, в Перу, Бразилии, Уганде – около 20. То есть, жители бедных стран наиболее активно создают новые фирмы. В абсолютных цифрах больше всего фирм создают граждане Китая, что беспокоит Рейнольдса, поскольку такая тенденция потенциально угрожает экономике развитых стран.

Мужчины в среднем в два раза чаще начинают новое дело, чем женщины, хотя в разных странах это отношение различно. Например, в Скандинавии это отношение – 4/1, в то время как в Бразилии и Китае мужчины и женщины поровну участвуют в создании фирм. Средний возраст для предпринимателя – 25-40 лет. От мыслей об организации своего дела до решения о начале проекта проходит в среднем 4-5 месяцев. Из всех, кто задумывался о своем деле, только 2/3 приступают к его реализации, и 2/3 их них впоследствии регистрируют фирму официально. Фирмы с более высокими инвестициями имеют больше шансов стать прибыльными.

Образование по-разному влияет на процесс организации своего дела в странах с высоким и низким уровнем образования. В первых фирмы создаются людьми с высоким доходом, в то время как во вторых их образуют бедные участники, часто совмещая свое дело и наемный труд. Абсолютный размер дохода мало влияет на активность. Нижняя доходная группа, включающая 1 млрд человек (одна треть населения мира, живущая на несколько долларов в день), создает почти половину фирм во всем мире. Для стран с безнадежным состоянием экономики это является более привлекательной альтернативой, чем миграция, карьера преступника или терроризм. Однако к факторам, определяющим прибыльность новой фирмы, в первую очередь относится предыдущий опыт работы, а также интенсивность предпринимаемых действий.

*Пол Д. Рейнольдс является одним из основателей, ведущим исследователем и идейным вдохновителем таких проектов, как Панельное исследование предпринимательской динамики (PSED) и Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). В 2004 году за вклад в развитие теории предпринимательства профессору Рейнольдсу была присуждена Международная премия за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса.

См. также:

Без инновационного предпринимателя экономика не растет
Россию отличает предпринимательский пессимизм
400 000 000 предпринимателей

 

24 апреля, 2014 г.